Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Виват ФТК!

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Завершающийся год был юбилейным для факультета транспортных коммуникаций БНТУ.

Подготовка специалистов для дорожного хозяйства осуществляется в Беларуси уже 65 лет!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В связи с острой нехваткой инженеров–дорожников в 1958 году в Белорусском политехническом институте были открыты факультет гидротехнического и дорожного строительства (ФГДС) и кафедра «Дорожное строительство». У истоков стоял выдающийся ученый Борис Ладыгин, член–корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор, автор большого количества научных работ и изобретений в области строительства и совершенствования дорожных покрытий. Борис Иванович заложил традиции классического дорожного образования, на которых и сегодня строится работа кафедры «Автомобильные дороги». За 65 лет факультет несколько раз менял название. ФГДС был переименован сначала в ФДС (дорожного строительства), а затем – в ФТК (транспортных коммуникаций) по аналогии с Министерством транспорта и коммуникаций.

По случаю юбилея альма–матер большой армии белорусских дорожников обозреватель «ДБ» Татьяна Азаревич взяла интервью у декана факультета кандидата технических наук Сергея Кравченко.

Сергей Егорович, что сегодня, в год своего 65–летия, представляет ФТК?

— На факультете — 807 студентов очной и 131 заочной форм. Есть 73 иностранца. Это — граждане Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, России, Молдовы, Израиля, Италии, Камеруна. 24 магистранта. Отрадно отметить, что у нас в магистратуре обучаются руководители коммунальных дорожных предприятий.

На ФТК — 99 преподавателей и пять кафедр, четыре из них — выпускающие («Автомобильные дороги», «Мосты и тоннели», «Механизация и автоматизация дорожно–строительного комплекса», «Геодезия и аэрокосмические геотехнологии»), одна — общетехнического плана («Математические методы в строительстве»). Таким потенциалом мы располагаем сегодня.

Остепененность профессорско–преподавательского состава составляет около 37%. Надо заметить, что этот показатель понемногу снижается. С возрастом кандидаты, доктора наук уходят в отставку, а притока молодых кадров нет. Причин тут масса. Я бы даже не ставил во главу зарплату. Заниматься наукой — дело сложное и очень кропотливое. Но все же есть приятные исключения. Например, мой заместитель Егор Жуковский, который окончил факультет с красным диплом. Сейчас ему 27 лет. В конце января будет защищать кандидатскую диссертацию. Это у нас первая защита за несколько последних лет.

— Тем не менее научно–техническую конференцию, причем международного уровня, факультет организует ежегодно…

— Да, это — стабильно. Четыре года назад мы определились с тематикой. Теперь наши конференции носят название «Дорожное строительство и его инженерное обеспечение», что позволяет охватить научной работой все кафедры. «Мосты и тоннели» и «Автомобильные дороги» — базовые, а остальные как раз обеспечивают инженерное сопровождение процесса строительства транспортных коммуникаций.

— Сами Вы – выпускник факультета?

— Конечно! Я окончил ФГДС в 1974 году. Отслужил в армии. Работал в СУ–3 УДМСиБ Мингорисполкома мастером, затем в БНТУ — инженером, в «БелдорНИИ» — заместителем директора, в Департаменте «Белавтодор» — начальником технического отдела. Потом опять в «БелдорНИИ», но уже в должности директора. С 2009–го — в БНТУ. Сначала возглавлял кафедру «Строительство и эксплуатация дорог», а с 2018–го — декан.

— Тяжела ли шапка Мономаха?

— Почти тысяча студентов, сто сотрудников. Столько характеров и судеб! Несомненно, это — работа на нервах. Самое сложное — создать команду. Если она есть, тогда легко.

— Какой самый непростой и волнительный период у Вас как декана?

— Вступительная кампания. С первого до последнего дня все мы находимся в напряжении. Это всего неделя, но такое впечатление, что она длится целую вечность. Когда переживем ее, становится полегче. Конкурсы у нас невысокие — не более двух человек на место. На специальности «Геодезия», «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены» — повыше. Недобора не бывает.

Предшествует вступительной кампании колоссальная профориентационная работа. Нам помогают дорожные организации в регионах. Их специалисты приходят в местные школы, рассказывают о профессии и факультете, привозят в университет учеников выпускных классов. Мы организуем для них экскурсии, все показываем. В ближайшее время планируется приезд такой группы из Сенно.

Ведем профориентационную работу и через представителей трудовых династий. Ежегодно в списке первокурсников я нахожу три–четыре знакомые фамилии. То есть на факультете учился отец, а сейчас пришел его сын.

— Студенты, которые из дорожных династий и имеют представление о работе на дороге, выделяются в общей массе?

— Среди них — больше хороших, скажем так. Например, сейчас учится на втором курсе Иван Цеван из Орши. Его отец Александр Цеван работает начальником ДЭУ № 39 РУП «Витебскавтодор». Великолепный парень. Мы на него делаем ставку.

Когда агитируем школьников поступать на факультет, всегда говорим, что гарантируем бережное отношение к абитуриентам. Первокурсников из дорожной среды всегда приглашаю к себе в кабинет. С каждым беседую. Наблюдаем, как они учатся. Если пропуски — папе звоночек. Ну так, без злобы. То есть относимся по–отечески.

— Чем сложна сессия?

— В последние годы ситуация изменилась в том плане; что многие ребята вынуждены подрабатывать. Понятно, это сказывается на учебе. Есть преподаватели, которые входят в ситуацию. Но не все. Поэтому иногда мне приходится вмешиваться. По крайней мере я однозначно принимаю сторону студента. Особенно если он работает по специальности. Считаю, что именно преподаватель, обладающий большим жизненным опытом, должен нивелировать ситуацию, не доводить ее до обострения. Отчислить молодого человека из вуза — значит, что–то сломать в его судьбе. Поэтому до последнего момента боремся за каждого студента.

— В Вашей практике были случаи, когда студент учился не ахти, а пришел на работу и им довольны?

— Сплошь и рядом. Потому что работа — это не только знания. Это еще и умение наладить отношения с людьми. Когда надо — постучать по столу, в другой ситуации проявить заботу. У меня всегда в приоритете — человеческие качества выпускника, а потом уже профессиональные. На рабочем месте он в течение полугода поднимется на нужный уровень. Поскольку у него база есть от БНТУ. А вот воспитать в себе хорошие человеческие качества — это сложнее.

— Требования в подготовке специалистов для дорожного хозяйства с каждым годом все выше, получается соответствовать им?

— Здесь самое слабое звено — сами студенты. Половина из них недорабатывает. Отношение к учебе совсем не такое, как было раньше. В наше время абитуриенты приходили более зрелые и мотивированные. Выбирали факультет более–менее по призванию. Сегодня — другие условия: не поступил, куда подавал документы, идешь туда, где есть свободные места. Кто–то попадает в нужное русло, а другие оказываются случайными. Первый год — самый тяжелый. И в это время все проявляется.

— С какими отраслевыми предприятиями взаимодействуете и насколько тесные связи у ФТК с отраслью?

— Очень тесные. В основном за счет личных контактов, поскольку я работал в дорожном хозяйстве и многих знаю. Не припомню случая отказа, когда обращался с каким–то вопросом, скажем, по оснащению лаборатории расходными материалами (песок, щебень, битум), по нормативке или учебной литературе. Производственники всегда идут навстречу. «Белдорцентр», «Белгипродор», «БелдорНИИ», холдинг «Белавтодор» (особенно минские ДСТ № 5 и СМТ № 8), «Минскоблдорстрой», автодоры — у нас сложилось хорошее взаимодействие практически со всеми дорожными организациями и, конечно же, с главным управлением автомобильных дорог Минтранса. На базе «Минск– автодор–Центра» мы даже проводим практические занятия. В диспетчерской ведется мониторинг дорожной ситуации в режиме онлайн, и студенты наглядно видят, как выполняются те или иные виды работ по содержанию. Очень полезный опыт.

В рамках такого сотрудничества в сентябре мы встречались в холдинге «Белавтодор». Юрий Станиславович Масюк проводил совещание о повышении качества учебного процесса. Очень много приняли положительных решений. И сегодня они воплощаются в жизнь. В частности, целевая подготовка студентов. Холдинг уже разослал письма по поводу подбора целевиков. На той встрече мы определились и со стипендиями: холдинг готов выдавать именные от «Белавтодора» тем, у кого хорошая успеваемость. Далее — использование лабораторной базы предприятий холдинга не только для учебных занятий студентов, но и для работы магистрантов, аспирантов.

Дорожники–практики бывают в заграничных командировках, владеют большим объемом информации о деятельности коллег в других странах, привозят оттуда материалы, презентации, которыми охотно делятся с нами. Это тоже большой плюс.

Оказывается помощь факультету в проведении производственной практики, организации спортивного досуга студентов. У нас построена уникальная площадка. Есть фитнес–зал. Это все благодаря спонсорской помощи, в которой поучаствовали практически все тресты, в первую очередь столичные ДСТ № 5, СМТ № 8 и витебский ДСТ № 1.

— С распределением проблем нет?

— Последние годы — никаких вопросов. Процентов 30 мест еще остается, которые мы не закрываем. Поэтому выбор у студентов есть. С рядом организаций у нас заключен договор по подготовке специалистов, при распределении стараемся удовлетворить их потребность в кадрах в первую очередь.

Я считаю, что ответственность за подготовку студентов несет как университет, так и те, кто их трудоустраивает. Молодому человеку надо дать не только работу, но и жилье, достойную зарплату. Сейчас на энтузиазме трудно уехать.

Всегда приветствуем подход, когда студент выбирает место работы там, откуда приехал. То есть где родился, там и пригодился. Душа радуется, что он так осознанно подходит.

— Сергей Егорович, сегодня у Вас есть возможность обратиться к руководителям дорожных организаций. Что бы Вы хотели им сказать?

— Поблагодарить за помощь, которую оказывают производственники в деле подготовки кадров. Если у нас возникает какой–то вопрос, я просто звоню в ДЭУ, в нижестоящие структуры и задаю вопрос: «Вы — наш выпускник?» — «Ваш!». И тогда разговор идет в несколько ином русле. Но даже и не наши выпускники в помощи никогда не отказывают. Мы это очень ценим.

Источник: Транспортный вестник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *