Сегодня в стране более шести тысяч школьников обучаются в инженерных классах. Для сравнения: в прошлом году цифра была гораздо ниже — 2,5 тысячи. Минская гимназия ордена Трудового Красного Знамени № 50 в числе первых учебных заведений воплотила идею создания таких классов в жизнь. Инициативу поддержали и дети, и родители.
Александр Лукашенко:
— Мы должны в ускоренном формате провести научно-техническую революцию. Поэтому развитие инженерной отрасли для нас — стратегическое направление, которое определит будущее Беларуси. Мы не можем остановиться, тем более отстать. И поэтому вкладываем и будем вкладывать средства в развитие перспективных технических направлений: робототехнику, наноэлектронику, сложные самообучающиеся системы и другие.
27 сентября 2024 года, на встрече со студентами вузов инженерно-технического профиля в формате «Открытый микрофон» в БГУИР.
Возвращение к истокам
— Наше учреждение образования открылось в 1954 году. Начали функционировать политехнические классы с углубленным изучением математики и физики. Поэтому мы, по сути, вернулись к тому, с чего все начиналось, — к нашим истокам, — рассказывает директор гимназии № 50 Лола Пахомова.
Инженерные классы здесь появились в прошлом учебном году. Сложностей с их открытием не возникло.
— В гимназии уже были созданы все условия для открытия классов такой направленности — это и высококвалифицированные педагоги, материально-техническая база, роббо Лаборатория, которая функционирует у нас три года. Поэтому в прошлом учебном году два десятых класса перепрофилировались в инженерные, — отмечает директор.
Работа на портфолио
Сегодня в школе четыре таких класса — два 10-х и два 11-х. В чем же их специфика, помимо изучения математики и физики?
— Все учащиеся данного профиля раз в неделю посещают двухчасовой факультатив «В мире техники и технологий». Его суть — познакомить детей с инженерными специальностями, показать, по каким из них готовят вузы и как это происходит, — говорит Лола Карловна. — Факультатив оказался очень востребованным, так как большинство ребят имели расплывчатое понятие о том, кто такой инженер и чем он занимается. А ведь такие специалисты есть в разных сферах — машиностроении, энергетике, экологии и так далее. Поэтому дети благодаря занятиям взглянули на профессию иначе.
В среднем дважды в месяц ребята бывают либо на практических занятиях в университетах, либо на предприятиях.
— Мы заключили договоры о сотрудничестве с БНТУ и БГТУ. Таким образом, двери этих вузов для наших детей всегда открыты. Что касается БГТУ, на базе инженерного класса у нас есть группа химико-биологического профиля, — рассказывает куратор инженерных классов, заместитель директора по учебной работе Елена Перченкова.— В лабораториях дети занимаются различными проектами, практические занятия ведут вузовские преподаватели.
Задача практических занятий — помочь ребятам с портфолио. Его выпускники инженерных классов покажут на собеседовании при поступлении в вуз. Им не придется сдавать ЦТ. К слову, в этом учебном году впервые можно будет воспользоваться данной льготой.
Одиннадцатиклассница Ксения Титова вместе с командой в прошлом году начала разрабатывать проект, цель которого — создать идеальные условия для роста растений:
— Так как я учусь в инженерном классе в химико-биологической группе, мы решили сделать проект, где совместим биологию и инженерию. Использовали гидропонный метод — это способ выращивания растений на искусственных средах, не в почве. Поместили в контейнер и установили датчики, которые регулировали свет, подачу воды. Нам помогали преподаватель БГТУ и ученый Республиканского центра экологии и краеведения.
К слову, Ксения — одна из тех, кто в прошлом году целенаправленно перевелся из другой школы, чтобы попасть в инженерный класс 50-й гимназии:
— Здесь коллектив единомышленников. Атмосфера очень творческая. Что касается поступления, планирую выбрать профессию на стыке биологии и инженерии.
Одноклассница Ксении Александра Нехведович тоже строит весьма амбициозные планы. Она уже получила предложение о выделении целевого места от УП «Мингаз» благодаря своему проекту, разработанному в Национальном детском технопарке:
— Сейчас планирую попасть еще на одну смену в технопарк, две по направлению «инженерная экология» я уже прошла — очную и дистанционную. Моя цель — получить рекомендацию, которая даст возможность для льготного поступления. Помимо этого, у меня будет льгота как у выпускницы инженерного класса с довольно приличным портфолио.
Цифра растет
Координирует работу инженерных классов в стране Белорусский национальный технический университет. Начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич отмечает, что в нашей стране существенное значение для развития экономики имеет подготовка инженерных кадров:
— С 2023/24 учебного года в республике открыты инженерные классы, обучаясь в которых 2,5 тысячи учащихся знакомились с особенностями инженерной деятельности и условиями работы современных инженеров. Активно в эту работу включаются и университеты: организуют и проводят на своей базе практические и профориентационные мероприятия. На сегодня классов и групп инженерной направленности в стране уже 581. Открытие инженерного класса в школе или гимназии в первую очередь определяется заинтересованностью учащихся.
Увидеть воочию
«Школа — вуз — предприятие» — основная формула работы инженерных классов. Десятиклассники 50-й гимназии этот учебный год начали с посещения завода «АТЛАНТ». Экскурсию ребятам проводил директор предприятия Дмитрий Иванович Харитончик. Одиннадцатиклассник Ярослав Ерошевич отмечает, что в прошлом году их классу удалось побывать на «Горизонте», съездить в Жодино на БелАЗ и в Островец на БелАЭС.
— Уже намечен план поездок и на этот год. Уверена, ребята будут под впечатлением. Не стану раскрывать всех маршрутов, — говорит Лола Карловна. — Детям важно показывать, куда они могут пойти работать, что собой представляет то или иное предприятие, какую продукцию оно выпускает, какой соцпакет предоставляет сотрудникам. Это важно для молодого человека.
Фото: Алиса Другакова
Александра Янкович
Источник: www.sb.by