В Минск вернулись студенты, ожили университетские городки. Держите по этому поводу старые фото 15-го корпуса БНТУ, что у станции метро «Борисовский тракт». Знаменитое здание-«корабль», при нем треугольники общежитий. Черно-белые снимки прислал бывший студент упомянутого вуза Виктор Пелих. В 1988—1994 годах он носил с собой «Зенит», чтобы вы в 2024-м смогли заглянуть в прошлое.
Если минчанине хотят назначить встречу в районе станции метро «Борисовский тракт», договариваются примерно так: «Встретимся со стороны БНТУ». Здание видное, не запутаешься. Более 30 лет назад, когда делались эти фото, метро именно здесь еще не было, а университетский городок уже был.
Автор снимков Виктор Пелих учился тут с 1988 по 1994 год на дорожника.
— Поступил на заочное отделение Белорусского политехнического института (кратко БПИ). Потом его переименовали в БГПА — Белорусскую государственную политехническую академию. А сейчас это БНТУ, — вспоминает читатель. — Снято все на «Зенит», на обычную черно-белую пленку. Потом, когда появились цифровые фотоаппараты, негативы были пересняты.
Корпус №15 открылся для студентов в 1983 году. Архитекторы проекта — Игорь Есьман и Виктор Аникин.
Для многих это «корабль» (люди видят схожесть с океанским лайнером), но на сайте БНТУ объясняют, что по задумке это самолет: «Поточные аудитории в восьмиэтажном блоке — это крылья лайнера, а нос — самая высокая часть здания, которая смотрит прямо на Национальный аэропорт Минск».
Виктор Пелих добавляет в копилку еще один микротопоним:
— В годы моей учебы в БПИ это здание из-за его формы называли «Буран» — был в Советском Союзе такой космический корабль многоразового использования.
С высоких этажей «минского „Бурана“ в годы учебы Виктора было видно, как продолжает строиться Уручье. Например, на следующем снимке уже есть длинный девятиэтажный дом №58 по улице Городецкой (построен в 1991-м), а вот высоток с красными башенками еще нет (их возведут только в начале 2000-х).
Кстати, чтобы отыскать некоторые аудитории на верхних этажах в «хвосте» «Бурана», нужно было постараться, говорит бывший студент.
— Чтобы попасть на верх «хвостовой части», нужно было сначала подняться на пятый или шестой этаж основного тела «космического корабля», потом пройти по коридору до лифтов «хвоста» «Бурана» и только затем подниматься на верхние этажи.
А вот виды на общаги. Две из них уже готовы, третья строится. Любопытно, что спустя три десятка лет по другую сторону от 15-го корпуса БНТУ возводят еще одно общежитие (которое скоро будет готово).
Во время сессий заочник Виктор жил в общежитии №15, самом ближнем к университетскому корпусу.
— Это сейчас общежития блочного типа — обыденность. А в те годы это было нечто из светлого будущего. Блок, в котором две комнаты на две-три кровати, отдельные туалет и душ — сказка!
Есть даже снимки изнутри, однако по ним видно, что быт в общаге был нехитрый. Виктор объясняет: просто заочники получали комнаты ненадолго.
— Наверное, студенты, которые постоянно жили в общежитии, могли привнести некую долю комфорта. Мы же приезжали на две-три недели, просто шли к коменданту и договаривались, что нас на эти пару недель заселят в какие-нибудь пустующие комнаты. По доброте душевной нам шли навстречу.
Заодно читатель рассказывает, как впервые попал в общежитие во время своей первой сессии. Вышло как в теперешних мемах из разряда «Ожидание — реальность».
— Захожу я в такую «сказку», то есть в блок, и что я вижу? — вспоминает мужчина. — В одной из комнат вместо двери проем, завешенный одеялом, на окне — газета «Известия». Две железные кровати с провисшими панцирными сетками, а на них матрас, застеленный одеялом. Бросил сумку на кровать — поднялось облако пыли. Пришлось сворачивать все эти одеяла-матрасы-подушки и тащить на улицу, выколачивать пыль.
Пока занимался этими хозяйственными делами, закрылась столовая. До магазина идти было далеко… И вот сижу я, голодный, на уже заправленной кровати, провисшей чуть ли не до пола, и думаю: «А на кой мне сдался этот институт? Надо собирать вещи, ехать на автовокзал „Восточный“ и убираться в свой Могилев!» Остановил только поздний вечер. Ну а завтра было уже не до упаднических мыслей.
Столовая университетского городка на снимки не попала, но мы просим читателя рассказать и о ней.
— Голодному студенту там все было вкусно. Думаю, что меню 1990 года мало чем отличается от меню 2024-го: какие-то салаты, котлеты-шницели-гуляши-поджарки, пюрешка-гречка-рис, запеканки-блины-оладьи со сметаной, чай-компот-сок. Цен не помню, но уложиться в тот советский рубль можно было точно, при этом налопавшись до состояния волка из мультика «Жил-был пес».
Как видите, на фото Виктора Пелиха попадали не только здания, но и однокурсники. Например, в 1994 году, во время защиты дипломов. Наверняка кто-то из выпускников даже узнает себя.
На некоторых снимках есть образы, типичные для девяностых: кожаные и джинсовые куртки, кашемировые кофты, завитые плойкой челки.
А вот несколько фотографий еще из двух мест. К метро студенты 15-го корпуса ходили в район Восток — станция с одноименным названием открылась еще в конце 1986-го. Вот вид в районе домов №131 и №143 теперешнего проспекта Независимости.
И главный корпус БНТУ, что ближе к центру, недалеко от станции «Академия наук». Фронтон, портик, колонны — неоклассика.
Напоследок спрашиваем у автора фотографий, была ли веселой его студенческая жизнь. Он отвечает:
— За две-три недели сессии заочникам нужно было успеть переделать кучу дел: посидеть на лекциях, поучаствовать в лабораторных работах, сдать контрольные, зачеты, экзамены… Времени на веселье почти не оставалось.
Источник: realt.onliner.by