Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.
“Самое важное – мы сохранили преемственность и качество классического образования. Был риск кинуться в реформы и эксперименты. Нас очень активно пытались втянуть в них деятели различных зарубежных фондов. Это делалось не случайно. И, давайте откровенно говорить, кое-где мы туда вступили. Будем честными: советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции”, – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко заметил, что для такой компактной страны, как Беларусь, 30 тыс. студентов из более чем 100 стран мира – это хороший показатель. “Экспорт образовательных услуг за 2023 год составил более $90 млн. Тоже неплохо”, – сказал Глава государства.
Президент напомнил, что в 90-е в стране сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием. “Берегли каждую копейку, вкладывали в сферу немалые средства. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов – в полтора раза”, – отметил Глава государства.
Однако Александр Лукашенко особо обратил внимание, что важно не только количество, но и качество.
Беларусь также открывала вузы в регионах. В 2004 году в Барановичах и в 2006 году в Пинске. Таким образом высшее образование стало еще ближе и доступнее в каждом уголке страны. Причем это делалось в период, когда экономика только-только начала оздоравливаться после финансового коллапса первых лет независимости.
“В Барановичах, Пинске, кое-где еще частные вузы мы открыли. Но вопрос сегодня в том, насколько они загружены, особенно в Пинске и Барановичах. Тогда губернаторы слезно просили открыть эти вузы, чтобы на региональном уровне готовить специалистов. Какой результат?” – поставил вопрос Глава государства.
“То есть мы не просто определили тогда стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой. Все предусмотрели: укрепили материально-техническую базу, обновили лаборатории и учебные аудитории, построили и продолжаем строить новые корпуса и общежития, обновляем старые”, – перечислил Александр Лукашенко.
Например, сейчас работы ведутся в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники и других учреждениях.
В Беларуси почти год посвятили самым острым вопросам образования, и теперь нужно лишь дошлифовывать уже определенные подходы. “Приняли окончательные решения по организации вступительной кампании в вузы, разобрались со школьным образованием. В этой теме поставили точку. Теперь надо дошлифовать конкретные подходы. Сегодня перед нами стоить задача встряхнуть вузы: образование, науку в вузах – все, чем занимаются вузы”, – заявил белорусский лидер.
Он поручил, чтобы к 1 сентября ректоры вузов вместе со своими коллективами приняли необходимые решения. Ориентир – обеспечение качественного образования, в том числе в сравнении с зарубежным. “Ваши выпускники должны четко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда (за рубеж. – Прим.) за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно. А это – программы, это преподавание, преподаватели и качественный результат. Как вы будете это делать – это ваша проблема. Но до сентября, предупреждаю Правительство, Администрацию и министра, мы, как по школе, соберемся и спросим с каждого”, – сказал Александр Лукашенко.
“Задачу знаете: наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Поэтому тихо, спокойно работаем в вузах. Еще раз подчеркиваю: программы, учебники, преподаватели. И выходит здоровый нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления, – подчеркнул белорусский лидер. – Сделано для сферы высшего образования много. Созданы условия. Научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все: абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе вправе ожидать отдачи”.
Президент также напомнил, что девиз Года качества – превзойти себя: “Чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали”.
“Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, – Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь”, – сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил вопрос востребованности качественного образования на примере Узбекистана, куда он на днях совершил официальный визит. Ведь наряду с новыми технологиями должны быть и подготовленные кадры, специалисты.
“Но и нам расслабляться ни в коем случае нельзя. И нельзя недооценивать вызовы сегодняшнего дня”, – добавил Президент.
Александр Лукашенко на встрече с ректорами вузов назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения.
Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 года он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
Первая проблема, обозначенная Президентом, – разрыв между спросом и предложением на рынке труда. “Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране”, – предупредил Александр Лукашенко.
“Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю”, – заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.
“Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже – “договорняки” между нанимателями и вузами. “Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, – заявил Глава государства. – И напомню: вы не коммерсанты – вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному”.
Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, – это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.
Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. “Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием”, – сказал Александр Лукашенко.
“И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?” – задал вопрос Глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.
Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.
*****
Полный текст см. Источник
Источник: president.gov.by
Другие источники: