Траектория взлета: репортаж из детского технопарка.
Лучшие выпускники Национального детского технопарка смогут поступать в вузы без экзаменов.
Почти на месяц одаренные ребята выпадают из своего привычного уклада и попадают будто бы в другую вселенную, именуемую Национальный детский технопарк. Правда, прежде чем попасть сюда, нужно пройти серьезный отбор. Конкурс – более четырех человек на место. А на одно направление берут лишь десятерых. Корреспонденты «НГ» побывали в обители современных Кулибиных и узнали, как сюда попасть, чем здесь занимаются ребята и кто из них может претендовать на «путевку» в вуз?
Попробуй отберись
Площадка, куда съезжается будущая интеллектуальная элита страны, расположена неподалеку от корпусов БНТУ в районе станции метро «Борисовский тракт». Современные лаборатории, укомплектованные новейшим оборудованием. Технодом, где расположены жилая зона, спортивный, тренажерный, танцевальный залы и вместительная столовая. Живут здесь ребята в комнатах по два человека. Недалеко школа № 225, куда они после обеда ходят на обычные занятия.
Ежемесячно в технопарк поступает 450–500 заявок от школьников 9–11 классов с разных уголков страны. Однако джуниорами становятся лишь 150 человек – по 10 на каждое из имеющихся направлений. К слову, за два года их стало в разы больше. Если в январе 2021–го технопарк стартовал с трех направлений – «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии» и «Робототехника», то сейчас их уже пятнадцать. Тем не менее самым популярным среди школьников остаются «Информационные и компьютерные технологии». Порой конкурс сюда достигает пятерых человек на место.
– Возможность попасть к нам есть у победителей олимпиад или технических конкурсов. А также у ребят, которые занимаются проектной деятельностью. То есть на этапе оформления заявки они либо прикрепляют дипломы, либо проект. Второй этап – тест для определения IQ претендентов, который показывает уровень их аналитического и пространственного мышления, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Александр Игнатчик.
Тесные узы с вузами
Несмотря на «детский» статус, обучение здесь не по–детски серьезное. И что немаловажно – бесплатное. День у джуниоров расписан практически по минутам. До обеда с ними занимаются преподаватели столичных вузов. Сначала идет лекционная часть, затем работа над проектами в специально оборудованных лабораториях. К слову, с идеями для проектов ребята должны определиться к концу первой недели смены. Что касается лабораторий, пока не все они расположены внутри технопарка, некоторые находятся на базе вузов. Туда ребята ездят в сопровождении тимлидера на автобусе.
– Идея заниматься на базе вуза по–своему интересна, – считает Александр Иванович. – В университетах своя атмосфера. И дети, попадая туда, могут лучше прочувствовать ее и понять, хотят они здесь учиться или нет. К тому же у нас сейчас не все лаборатории до конца укомплектованы оборудованием, поэтому занятия проходят в БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ.
Робот, будь человеком!
На следующей неделе ребята этой смены будут защищать свои проекты: у кого–то командные работы, у кого–то индивидуальные. Вот одиннадцатиклассники из Иванова и Глубокого Кирилл Гацевич и Вячеслав Синковец «обкатывают» робота–почтальона. А девятиклассник из Новополоцка Кирилл Кубачев доводит до ума свой роботизированный пылесос. Парень уже второй раз в технопарке. И снова на направлении «Робототехника». Что вовсе не удивительно, ведь Кирилл с десяти лет создает искусственный интеллект.
– Как правило, тем, кто проходит отбор со своими проектами, сложнее сюда попасть, конкурс выше, – говорит он. – Я прикреплял к заявке диплом второй степени в номинации «Технологии беспилотных летательных аппаратов», который получил в конкурсе технического творчества и робототехники учащейся молодежи TechSkills.
Руководит творческим процессом в лаборатории старший преподаватель кафедры «Робототехнические системы» БНТУ Юлия Матрунчик:
– Робототехника – мультидисциплинарная наука, которая объединяет физику, алгоритмику, логику, механику и программирование. Сегодня одна из самых перспективных сфер знаний. Роботы могут использоваться на производстве, оказывать людям разные услуги в быту. И мы, преподаватели, нацеливаем ребят, чтобы их проекты были полезными. К примеру, у нас есть робот–пожарный, многие делают разработки для умного дома.
Мир машин
Следующее направление поистине мужское – «Машины и двигатели. Автомобилестроение». Тем не менее в компании парней замечаем девушку.
– Я хочу быть логистом. Мои папа и дедушка – дальнобойщики. Поэтому и я хочу связать свою жизнь с перевозками, – объясняет свой выбор Милана Малиновская. – Что касается технопарка, я попала сюда с проектом «Дизайн в автомобилестроении». Второй этап – тест. На его написание давалось 40 минут, было 80 вопросов. Спустя пару дней узнала результаты – и вот я здесь. Сейчас готовлю к защите проект «Аэродинамика грузовых автомобилей».
Вадим Пискунович и Юрий Ледницкий решили заняться сравнением двух двигателей – алюминиевого и чугунного. Парни прекрасно разбираются в «начинке» автомобилей, хотя прав категории В пока еще у них нет. Рано. Зато у Вадима есть права на мотоцикл, говорит, то и дело ремонтирует их в гараже. А Юрий уже 12 лет занимается картингом у себя в Полоцке. Водить карты научился раньше, чем в школу пошел.
– Это наша третья смена по данному направлению, – рассказывает инженер кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» автотракторного факультета БНТУ Андрей Куц. – И большинство ребят проходят отбор благодаря своим проектам. Правда, не всегда они напрямую связаны с автомобилями. Тем не менее выбирают наше направление. Здесь мы им даем крепкую базу, с которой они имеют представление об автомобильной отрасли в целом.
Виртуальный зоопарк
Вот–вот будет выпущена третья смена и по направлению «Виртуальная реальность». Ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики факультета компьютерного проектирования БГУИР Леонид Коркин предупреждает, что говорить о виртуальной реальности непросто, лучше один раз увидеть. Действительно, надев специальный шлем, можно оказаться в игре или на экскурсии и даже видоизменить помещение, в котором находишься. В виртуальном мире все реально, главное – включить фантазию.
Одиннадцатиклассницы бобруйской средней школы № 34 Александра Голуб и Юлия Ещик в технопарке тоже уже третий раз. Направления меняли. Сейчас решили выбрать «Виртуальную реальность», готовят VR–тур в зоопарк.
– Мы хотим, чтобы те, кто не имеет возможности побывать в настоящем зоопарке, посетили хотя бы виртуальный, – говорит Александра. – Приближаясь к нашим животным, можно услышать, какие звуки они издают. Кроме того, можно добавить и посмотреть на зверей, которых нет в Минском зоопарке.
«Плюшки» для юных гениев
Уже этим летом некоторые выходцы из технопарка смогут поступать в вузы без экзаменов – им будет достаточно пройти собеседование. Однако попасть в число этих счастливчиков будет не так–то просто. Какие критерии?
Во–первых, нужно трижды пройти обучение в технопарке: дважды очно и один раз дистанционно. И сделать это в том учебном году, в котором выпускник поступает в университет.
Во–вторых, средний балл аттестата должен быть не менее 8 для минских вузов и не менее 7 – для региональных.
В–третьих, джуниор должен успешно защитить свой проект и получить рекомендацию наблюдательного совета.
Правда, на какие специальности выпускники технопарка смогут поступать по льготе, пока неизвестно. В феврале Министерство образования утвердит их перечень. Ожидается, что специальность будет связана с тем направлением, по которому ребенок проходил обучение. Что вполне логично.
Тур выходного дня
Буквально с января этого года в технопарке появился новый проект «Научные выходные». Ребята 5–8 классов могут побывать здесь, поучаствовать в мастер–классах, почувствовать себя джуниорами. Это даст им дополнительный стимул, чтобы готовиться и спустя пару лет поступить сюда на обучение. Как правило, одни выходные рассчитаны на одну школу. То есть администрация отбирает 40 ребят, 5 педагогов. И хотя проект только–только стартовал, технопарк уже не успевает удовлетворять заявки – настолько их много.
Не пора ли подкрепиться?
Помимо учебы и развлекательно–познавательной программы по вечерам есть у ребят и трудовые обязанности. Одна из них – дежурство по столовой. К слову, едят они пять раз в день. Сегодня накрывают на столы для 150 человек 10 джуниоров, изучающих «Энергетику будущего». Руководит ими четверокурсница БГПУ Александра Галиковская. По совместительству тимлидер.
– По сути, я для них и воспитатель, и сопровождающий, и друг. Они ко мне могут обратиться в любое время за какой–либо помощью. Как правило, за одним направлением закреплено несколько тимлидеров, работающих в разные смены. Мы вместе с ними передвигаемся по городу, ездим на экскурсии, организовываем различные активности в стенах технодома.
Александра Янкович
Фото: Алексей Матюш
Источник: Народная газета