В начале декабря делегация Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II посетила Белорусский национальный технический университет.
Вузы связывает многолетняя совместная работа – программы двойного диплома, проведение студенческих практик на базе профильных кафедр и учебных хабов с предприятиями, образовательные программы, стажировки преподавателей и аспирантов. Ключевой целью конкретно этого визита стало знакомство с оснащением технологических площадок и подразделений БНТУ и определение актуальных направлений сотрудничества.
Представители Горного побывали в учебно- производственном центре МАЗ-БНТУ и отраслевых научно-исследовательских лабораториях легендарного завода.
«Центр на территории Минского автомобильного завода особенно интересен с точки зрения подготовки специалистов, владеющих новейшим оборудованием и технологическими процессами. Он состоит из лабораторной зоны, интерактивного класса и аудитории для теоретического обучения. Взаимодействие со специалистами промышленного гиганта позволит будущим инженерам уже в процессе учебы разбираться в сущности проблем и перспективах развития автотехники на примере реальных машин, производимых предприятием. Так, в аудитории центра располагается самосвал МАЗ-5540М4, оснащенный новейшей кабиной, современной электроникой, двигателем класса Евро-6, роботизированной коробкой передач. На стендах представлены все ведущие узлы автомобилей. Подобная площадка будет очевидно востребована среди наших студентов, изучающих интеллектуальные системы автоматизированного проектирования для конструирования автомобилей и компьютерный дизайн автомобильной техники. Надо отметить, что с МАЗом у Горного университета подписан договор “Об академическом сотрудничестве”, и в 2024 году студенты нашего вуза уже были здесь на ознакомительной практике», – рассказал заведующий кафедрой «Практических навыков и опыта» Горного университета Сергей Лавренко.
В Петербурге студенты уже приобретают дополнительные компетенции на тренажёрах-симуляторах тяжёлой техники БЕЛАЗ. Они полностью имитируют рабочие места операторов карьерного самосвала, бульдозера и погрузочно-доставочной машины и дают почувствовать себя пилотом большегруза, принять управление беспилотником. Прохождение практики на территории Минского автомобильного завода позволит студентам получить дополнительные компетенции.
Не менее интересным было посещение Научно-технологического парка БНТУ «Политехник». Он был создан еще в 1992 году как платформа для коммерциализации научных разработок университета с помощью создания новых инновационных производств. На сегодняшний день парк представляет собой производственный блок, состоящий из технологически ориентированных участков (от станкостроения до программного обеспечения для аэронавигации), и команду бизнес-аналитиков, разработчиков, инженеров и менеджеров проектов, основная задача которых сводится к внедрению результатов научно-исследовательской работы студентов и ученых минского вуза в реальном секторе экономики.
Знакомство студентов Горного с технопарком поможет изучить опыт предпринимательства и механизм работы стартапов в соседней стране. Подобная стажировка будет полезна и для профессорско-преподавательского состава.
По результатам переговоров стороны договорились об академическом обмене перспективных студентов по таким направлениям как технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств; материаловедение и технология материалов; металлургия цветных металлов и автомобильная техника в транспортных технологиях.
Для того чтобы обеспечить устойчивость социально-экономического развития России и Беларуси, процесс преемственности поколений на производстве, необходима не только модернизация образовательных программ и подходов к обучению, но и акцентированная воспитательная работа с молодёжью. Еще одной задачей делегации Горного было обсуждение с минскими коллегами возможностей углубления межвузовской интеграции и сплоченности студентов. Идеологическая работа сегодня в равной степени важна для наших государств, поэтому духовно-нравственному, культурному, патриотическому и социальному развитию молодых людей уделяется прицельное внимание.
В ходе рассказа о собственном опыте в этой области представители петербургского вуза рассказали о таких эффективных форматах как дискуссионные площадки с деятелями истории и культуры, системе кураторства и наставничества, привлечении студентов к участию в волонтерском движении.
На 2025 год был сформирован цикл мероприятий, включающий проведение школы-семинара «Институт наставничества как инструмент воспитания будущего инженера» для студенческого актива БНТУ на базе Горного.
Совместным мероприятием, приуроченным к 80-летию победы в Великой Отечественной войне, станет Молодежный форум «Память поколений». Это двухсторонние поездки студенческих лидеров, старост учебных групп – в количестве 15-25 человек от каждого университета. Молодые люди из БНТУ в апреле направятся в Санкт-Петербург. Цель, кроме стажировки – посещение монумента героическим защитникам Ленинграда, мемориала «Невский пятачок». В свою очередь в июне петербургских десант возложит цветы к мемориальным комплексам «Хатынь» и «Брестская крепость – герой».
Рабочая поездка состоялась при содействии Международного Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, открытого в 2018 году при Санкт-Петербургском горном университете. В ноябре 2024 года на базе белорусского университета был создан опорный учебно-научный центр петербургского подразделения ООН.
В целом, сотрудничество БНТУ и Горного университета развивается по многим направлениям. Однако «реперные точки» сотрудничества совершенно очевидно формируются, исходя из принципа взаимного использования перспективных наработок обоих Университетов. Так, БНТУ интересует опыт реализации «пилотного проекта» в Горном университете – и учебно-ознакомительные практики для первокурсников БНТУ в Горном будут реализованы в формате летней школы «Моя специальность», а по практике педагогического наставничества будет организован целый цикл мероприятий. В свою очередь, Горный университет внимательно изучит опыт взаимодействия БНТУ с индустриальными партнерами, создание учебно-производственных центров на предприятиях в целях «погружения» студентов в условия реального производства. И, разумеется, два университета видят огромный потенциал в проведении совместных патриотических мероприятий, важность которых для воспитания будущих инженеров трудно переоценить.
Наталья Таран
Источник: forpost-sz.ru