Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Головченко: быстрая смена технологических укладов требует повышения качества подготовки инженерных кадров

БНТУ Головченко Харитончик

Для решения задачи по ускоренному технологическому развитию в Беларуси важно думать не только о модернизации производства, но и о повышении качества подготовки инженерных кадров. Об этом заявил Премьер-министр Роман Головченко во время совещания в Белорусском национальном техническом университете. В мероприятии приняли участие заместители Премьер-министра Игорь Петришенко и Виктор Каранкевич, руководители крупнейших промышленных предприятий страны.

— Это очень важная для нашей страны тема, раз мы ставим себе задачу ускоренного технологического развития, в том числе оперативного освоения новых технологий. Все это невозможно без подготовленных специалистов. Финансовый капитал ничего не стоит без человеческого капитала. Поэтому мы обсудим ситуацию с подготовкой специалистов, особенно в сфере обучения инженерных кадров, — сообщил Роман Головченко. 

Премьер-министр уверен, что данный вопрос актуален не только для нашей страны, но и для всего мира:

— Сегодня везде эта тема поднимается с точки зрения того, что происходит смена технологических укладов. Очень быстро сменяют друг друга технологии, что влечет ускорение и обострение конкурентной борьбы. Поэтому нам уже давно пора думать не только о переоснащении и модернизации, но и об ускоренном развитии тех направлений, которые обеспечивают наш технологический суверенитет. И конечно же, сделать это без подготовки кадров невозможно. 

Руководитель Правительства подчеркнул, что в стране должны отслеживать и своевременно реагировать на изменения в запросах молодых людей, которые обучаются или готовятся к этому. У учащихся и студентов быстрее развивается спрос на самостоятельное творчество, активное использование дистанционных методов обучения. В связи с этим отечественная система подготовки кадров, в частности высшего образования, должна успевать за этими тенденциями, чтобы не разорвалась связь между запросами молодых людей и тем, что предлагается в сфере высшего образования.

— На совещании присутствуют наиболее заинтересованные в этом вопросе люди. Это руководители наших крупнейших предприятий, которые являются и одновременно самыми крупными заказчиками кадров инженерного профиля. Я думаю, у всех вас проблема с подбором квалифицированных инженерных кадров является достаточно острой. При посещении промышленных предприятий зачастую слышу нарекания на то, что после вузов к ним приходят «сырые специалисты», которые не обладают достаточным объемом знаний для самостоятельной работы по технологиям на производстве. Их приходится доучивать или переучивать. В этом ничего плохого нет. Понятно, что никакой ВУЗ не заменит реальное производство. Но в том-то и задача, чтобы студент, окончив ВУЗ, смог в сжатые сроки адаптироваться под реальную технологию, — отметил Роман Головченко.

Кроме того, Премьер-министр подчеркнул, что объем подготовки инженерных кадров не соответствует пока потребностям экономики. Набор на технические специальности ниже, чем заказ организаций на подготовку таких кадров. В 2023 году на инженерные специальности зачислено около 16 тысяч абитуриентов. А в год их выпуска из вузов, то есть в 2027 году, заказ составляет уже 21,5 тысячи человек. 

Роман Головченко отметил, что пока не видна и работа секторальных советов квалификаций ни в обновлении содержания инженерного образования, ни в открытии новых специалистов.

Также руководитель Правительства обратил внимание на работу с учреждениями общего среднего образования: 

— Проблема вам известна — это сложности с направлением выпускников школ в технические вузы. Причины понятны — учиться сложно. Надо уже по выпуску из школы обладать определенным уровнем знаний по таким непростым предметам, как математика и физика. Отсюда недоборы, невысокие проходные баллы. Здесь же и проблема профориентации выпускников школ как со стороны вузов, так и предприятий. Говорим про это много, пока реального эффекта не видно. Поэтому систему эту необходимо менять, сделать ее адаптированной к реальной ситуации, — заметил Роман Головченко. 

Он акцентировал, что свою политику в подготовке инженерных кадров должны пересматривать в первую очередь те вузы, которые имеют системообразующую роль по инженерному образованию. В стране таких семь. Они должны стать образцом для всех учебных заведений, которые готовят инженеров, — а их в стране 20.

— Качество подготовки специалистов зависит от взаимодействия предприятий и учебных заведений. Пока оно находится на недостаточном уровне. Важно, чтобы не только наши гиганты, но и небольшие высокотехнологичные предприятия полноценно присоединились к подготовке будущих специалистов. Без улучшения материально-технической базы вузов, создания центров компетенций, отраслевых лабораторий, филиалов кафедр невозможно обеспечить должный уровень подготовки, — подчеркнул Премьер-министр. 

Он также отметил, что предприятия, для которых выпускники определенного вуза или факультета являются основной аудиторией, должны инвестировать в подготовку специалистов. Они могут предоставлять оборудование, элементы технологий, преподавательский инженерный состав. Также важно вовлекать студентов в исследовательскую работу. 

— Качественная подготовка специалистов с востребованными компетенциями, знаниями и практическими навыками — это общая задача. Ключевая цель — выйти на работоспособную концепцию развития высшего инженерного образования до 2035 года. Я хочу убедиться в том, что этот документ реально направлен на решение проблемных вопросов, — резюмировал Премьер-министр.

Илья Крыжевич

Источник: www.sb.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *