В Беларуси на базе национального технического университета (БНТУ) создан опорный учебно-научный центр Международного Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, который в свою очередь открылся в 2018 году при Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II.
В соглашении о создании Центра ректор старейшего технического вуза России Владимир Литвиненко и его белорусский коллега из БНТУ Сергей Харитончик в качестве одной из его основных функциональных задач обозначили «содействие разработке идей и инноваций». Для Союзного государства России и Белоруссии это сегодня является краеугольным камнем сотрудничества. Наступает время «собирать плоды» концепции «две страны – один рынок», которая была заложена в программу межгосударственной интеграции 2019 года.
С точки зрения макроэкономики условия для совместных проектов сегодня вполне благоприятны. По оценке Минэкономразвития РФ, рост валового внутреннего продукта за 9 месяцев 2024 года составил 4%. Промышленное производство за тот же период увеличилось на 4,4%, а в обрабатывающей промышленности на 7,9%.
Схожая ситуация и в Беларуси. ВВП – плюс 4,5%, промышленный рост – 6,3%, инвестиции в основной капитал выросли на 7,6%. Последний показатель в свете сотрудничества двух стран особенно интересен. По данным Белстата, на долю российских компаний сегодня приходится 57,5% входящего потока инвестиций в страну.
Нормативная база для эффективного партнерства практически подготовлена. Одно из недавних ключевых решений – Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства о единых правилах выдачи и верификации документов о производстве промышленной продукции. Он снимает барьер для доступа предприятий на территории Союзного государства к программам господдержки.
Если с каким-то государством сегодня и возможно равноправное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество в высокотехнологичном производстве, то только с Беларусью. В этой связи знаковой новостью может стать, казалось бы, не самое громкое событие – в октябре текущего года президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон о ратификации соглашения о совместной с Россией работе по разработке и организации серийного производства самолета «Освей». Пока речь идёт всего лишь о легком 19-местном самолете, но в свете, очевидно, провальной истории возрождения гражданского самолетостроения в России данное соглашение уже обнадеживает.
Вспомним, как создавался самолет «Сухой суперджет 100» в кооперации с французским концерном по производству авиационных двигателей Snecma и американским «Боингом» в качестве маркетингового партнера. Напомним, что маркетинг это нечто гораздо более широкое понятие, чем реклама. В его основные задачи входит в числе прочего и организация материально-технического снабжения бизнеса. Если формированием списка поставщиков комплектующих для вашего конечного изделия является ваш прямой конкурент, то вряд ли можно вести речь о локализации цепочки поставок внутри страны. Скрытые проблемы подобной политики со всей наглядностью проявились после введения странами Запада уже долее десятка санкционных пакетов.
Не лучше обстоят дела с проектом среднемагистрального самолета МС-21. Китай на Россию санкции не накладывал, однако и с ним совместный самолет построить не удалось. Как известно, китайская сторона уже отказалась от услуг российских коллег в разработке авиадвигателя и даже изъяла букву «R» (Russia) из названия проекта CR929, где «С» обозначает Китай (China).
«Принятие закона [о самолете «Освей»] позволяет создать в Беларуси условия для формирования собственной авиастроительной отрасли» – сообщает информационно-аналитический портал Союзного государства.
Для России подобные проекты значат едва ли меньше, чем для Беларуси. Проблему импортозамещения, похоже, можно решить лишь совместными усилиями, или «похоронить» совсем. Ещё одна показательная история – нашумевший скандал с возгораниями автобусов Минского автомобильного завода (бирюзовых) на пассажирских маршрутах в Петербурге. В прошлом году было зафиксировано 12 таких случаев. Поставщики видят причину проблемы не в производственных изъянах, а в некачественном техническом обслуживании. Но, так или иначе, повышение уровня безопасности транспорта, в частности разработка систем предварительного оповещения о возможном возгорании могло бы стать предметом для совместной работы прикладной науки двух стран.
Успех в экономике, очевидно, обеспечивают кадры, и их воспроизводство. И все радужные цифры повышения экономических показателей обеих стран, очевидно, базируются на этом фундаменте. Вернемся к созданному в БНТУ опорному учебно-научному Центру Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО на базе Санкт-Петербургского горного университета. Подписанию соглашения предшествовала многолетняя совместная работа двух вузов. В частности программы двойного диплома, проведение студенческих практик на базе профильных кафедр и учебных хабов с предприятиями, совместные образовательные программы, стажировки и курсы повышения квалификации преподавателей и аспирантов. Многое достигнуто и в области внедрения в производство научно-исследовательских разработок по импортозамещению, ресурсо- и энергосбережению.
Учитывая, что основная экспортная статья у обеих стран, так или иначе, связана с добычей и переработкой природных ресурсов, было бы странно, что два опорных именно в этой области вуза не стали пионерами в области академического взаимодействия.
На таких знаковых для Беларуси предприятиях как «Беларуськалий», выпускающий каждую шестую тонну калийных удобрений в мире, или БЕЛАЗ, один из ведущих мировых производителей карьерной техники, студентов и преподавателей Санкт-Петербургского Горного знают не понаслышке. Тесное сотрудничество с ними идёт и по образовательному треку и по научно-исследовательскому. Предприятия активно участвуют в стратегических проектах, которые Горный реализует в рамках пилотного проекта по совершенствованию высшего образования, стартовавшего в мае 2023 года.
Дальнейшая совместная работа по образовательной и научной интеграции пойдет под эгидой ЮНЕСКО. Статус влиятельной международной организации позволяет оценивать её не только в качестве важного элемента укрепления экономического суверенитета Союзного государства, но и как образцовый пример для других стран.
Цель-максимум в экономике – вывести сегодняшний Союз к сбалансированной структуре экспорта времен СССР, когда уже пошли серьезные валютные поступления от поставок углеводородов, и при этом сохранялась весомая доля продукции машиностроения и других обрабатывающих отраслей. Этот баланс был возможен благодаря множеству кооперационных контрактов между союзными республиками. Они как нейронные связи в человеческом мозге обеспечивали высокую эффективность экономического «организма». Сегодня без этого невозможен подлинный успех бренда «Сделано в Союзном государстве», который, как планирует Минэкономразвития РФ, получит официальный статус к середине будущего года.
Дмитрий Манылов
Источник: forpost-sz.ru