Сегодня согласно статистике почти половина населения Беларуси осуществляет трудовую деятельность на предприятиях и в организациях производственной сферы. А это как раз те самые направления, основу которых составляют инженерные кадры. Понимая запрос, профильных специалистов готовят в учебных заведениях страны, начиная со школы и небезызвестных инженерных классов. Но какие задачи еще предстоит решить? Как повысить закрепляемость молодежи на предприятиях?
Чтобы выбор был осознанным
Исследование, проведенное силами Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ, обозначило портрет среднестатистического работающего человека. С незначительным преимуществом это представитель сильной половины человечества в возрасте 41,6 года, с высшим образованием и работающий по найму в производственной сфере. Наиболее востребованным с точки зрения получения образования в нашей республике является такой профиль, как техника и технологии. Причем данная тенденция характерна для различных уровней образования — среднего специального, профессионально-технического и высшего. Таким образом, система образования в значительной степени ориентирована на подготовку инженерных кадров.
Специалисты подумали и решили, что в такой ситуации ориентироваться только на подготовку специалистов с высшим образованием было бы неверно. Как и начинать ее уже со среднего специального или профессионально-технического этапов.
— Поэтому мы обратили внимание на уровень общего среднего образования и сосредоточились на качестве подготовки будущих абитуриентов, которые поступают к нам на инженерные специальности, — отметила начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич. — С целью формирования готовности к осознанному выбору специальности учащимися 10—11-х классов, а в настоящее время мы акцент делаем и на более раннюю подготовку, было открыто направление профильной инженерной подготовки.
По словам специалиста, оно включает как информирование учащихся об особенностях инженерной деятельности, так и демонстрацию ее специфики, знакомство с предприятиями, участие молодых людей в проектной деятельности.
— Обязательным условием получения профильного образования является в том числе обучение по профильным предметам. Для инженерного профиля существует определенный их набор (математика, физика, химия, биология, география), из которого выбрать необходимо два предмета, — уточнила сотрудник БНТУ. — Таким образом, перечень специальностей, куда можно поступать, окончив инженерный класс, значительно расширяется. Обязательным является изучение факультатива «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Неотъемлемая часть обучения — взаимодействие с организациями — заказчиками кадров.
«Сегодня молодому специалисту надо показывать все преимущества первого рабочего места, начиная с первого курса»
По словам специалиста, в БНТУ активно реализуется сотрудничество с учреждениями образования. В частности, университет оказывает беспрецедентную поддержку с точки зрения методического обеспечения и сопровождения. Разработан ряд документов, доступных для общего пользования. Заключено около 150 договоров с учреждениями общего среднего образования. На базе вуза проходят профориентационные, практические, экскурсионные занятия.
Довольны выбором
Итак, инженерные классы работают второй год. Их число за это время выросло более чем в 2 раза — с 237 до 582, как и количество учащихся — с 2583 до 6480. Причем в столичном регионе находится всего примерно 12 процентов таких классов, то есть большая часть — регионы. В сельской местности — около 9,5 процента таких школ с инженерными классами. Что еще можно улучшить? Каково мнение о профильных классах учащихся и педагогов?
По информации Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ, достаточно большое количество опрошенных довольны выбором профиля. Более того, примерно 70 процентов ребят планируют продолжить обучение по инженерному профилю. В числе наиболее интересных они называли такие направления, как техника и промышленность, а также информационные технологии. Но как изменилось отношение обучающихся к профессии инженера? Без изменений и положительным оно осталось у 54,4 процента обучающихся, а улучшилось у 41,8. Чего не хватило? Оказывается, ребята хотели бы как можно чаще посещать предприятия и организации, на которых им предстоит реализовывать инженерную деятельность, поделилась Татьяна Канашевич:
— Они хотели бы, чтобы по профильным предметам 10—11-х классов подготовка была более практико-ориентированной, а также получать более точную и доступную профессионально ориентированную диагностику.
Интересно было услышать и педагогов. К слову, в опросе приняли участие 94 процента специалистов, которые обучают ребят в инженерных классах. В числе трудностей 41 процент опрошенных назвал отсутствие необходимого программного обеспечения, 38,7 — недостаток технических средств для реализации обучения. И 10 процентов сообщили о незначительной заинтересованности во взаимодействии у организаций — заказчиков кадров. Выражалось пожелание более четкого и открытого взаимодействия.
Предприятия, в свою очередь, говорят о другой проблеме — отрыве между подготовкой кадров и их готовности к трудовым реалиям. Так, по мнению руководителя проектов в сфере энергетики странового офиса Госкорпорации «Росатом» — ООО «Русатом-Бел» Владимира Боброва, промышленность не всегда успевает за новыми достижениями в сфере образования:
— Мы сейчас готовы обучать наших студентов и инженеров на виртуальных моделях и многих других новинках. Но когда затем молодой специалист приходит на первое рабочее место, он зачастую не видит этого нового, что ему дали в институте. Думаю, наша система, сложившаяся еще при Советском Союзе, — пять лет обучения и два года молодого специалиста, которого на предприятии фактически заново обучают техническим и производственным вопросам, немного отстала.
По мнению эксперта, решением проблемного вопроса могло бы стать предварительное распределение:
— Уже на третьем курсе можно было бы привлекать студентов на производственную, преддипломную практику, выполнение диплома на конкретное рабочее место, что позволит ему заранее освоиться с тем, с чем ему предстоит работать. В итоге предприятие получит нужного специалиста, а сам специалист не будет разочарован.
Вопросы в стадии решения
Впрочем, многие из этих проблем, заверяет начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов, находятся либо в стадии решения, либо уже решены. В частности, это касается вопросов предварительного закрепления будущего молодого специалиста.
— Такие вопросы сегодня находятся в стадии рассмотрения, — отметил он. — Я думаю, что в ближайшее время в соответствующий нормативный правовой акт мы данную позицию внесем. Потому что действительно эта задача острая и актуальная.
Также эксперт напомнил, что для усиления взаимодействия учреждений образования при подготовке кадров для всех отраслей проводится ряд мероприятий, в частности усиливается целевой прием:
— Организации энергетической отрасли здесь занимают одно из лидирующих мест в части заключения целевых договоров, организации индивидуализированного обучения своих будущих специалистов, начиная с первого курса. И это правильно. Молодому специалисту надо показывать все преимущества первого рабочего места. И вот как раз таки увеличение количества ребят, которые обучаются на условиях целевой подготовки, — это в том числе один из вариантов решения данной задачи.
Он напомнил: мотивированных ребят сегодня ищут, начиная со школы. Именно поэтому открыты инженерные классы.
— То есть механизмы созданы. Необходимо их реализовывать. И очень важно, чтобы эта задача решалась совместно как учреждениями образования, так и нашими предприятиями и организациями. Необходимо понимать, что 4—5 лет ребята обучаются в вузах, а далее свою профессиональную жизнь они связывают с белорусскими предприятиями. Главное, чтобы за это время желание работать на данном конкретном предприятии только усиливалось, — резюмировал Сергей Пищов.
Вера Артеага
Источник: www.sb.by
Другие источники: