Главное открытие нобелевского лауреата из Беларуси Жореса Алферова.
Великий советский ученый, уроженец Беларуси Жорес Алферов настаивал, что наука – это еще не все: «счастье у каждого человека еще и свое. И счастье от любви с женщиной не менее гигантское, чем счастье первооткрывателя в науке».
ГЕНИАЛЬНЫЙ «ДЕТСАДОВЕЦ»
Без Жореса Алферова, лауреата Нобелевской премии 2000 года, сегодня не было бы не только оптоволоконной сети для интернета, но и сотовой связи, спутников, светодиодов, лазеров и даже аппаратов для считывания штрих–кодов в магазине – в общем, огромного количества устройств, которыми мы, не задумываясь, пользуемся каждый день. По сути, весь современный образ жизни стал возможен благодаря открытиям нашего знаменитого земляка.
Алферов родился 15 марта 1930 года в Витебске.
К слову, свое имя будущий исследователь получил в честь французского философа–социалиста Жана Жореса. Войну мальчик провел в эвакуации, а вернувшись в разрушенный Минск, окончил школу с золотой медалью.
Несколько семестров студент Жорес проучился в Белорусском политехническом институте, а позднее перевелся в Ленинградский электротехнический институт, куда его приняли без предварительных экзаменов на факультет электронной техники.
Еще в юности Алферов мечтал работать в Физико–техническом институте под руководством великого Абрама Иоффе. Этот вуз в шутку именовали «детским садом Иоффе» – именно там «росли» молодые Лев Ландау, Николай Семенов и Петр Капица.
Мечта Жореса сбылась; он стал частью команды, создавшей первые советские транзисторы. В лаборатории работали и с лазерами – там разработали первые в мире солнечные батареи, которыми даже оснащали спутники, снабжавшие электроэнергией орбитальную станцию «Мир».
ОБЖЕГСЯ НА МОЛОКЕ
За ранний успех в карьере Алферов заплатил не сразу сложившейся личной жизнью. «Семья появилась, когда мне было 37 лет. Нет, я и раньше женился, лет в 30, но через несколько месяцев пришлось разрывать этот брак. А после этого, обжегшись на молоке, дуешь на воду и обходишь загс стороной», – говорил ученый.
Первый брак Жореса Ивановича распался из–за того, что он допоздна пропадал на работе – это не нравилось его жене, а особенно ее матери. Теща даже жаловалась в партком института, что зять не помогает с дочкой Ольгой.
В итоге первая супруга физика подала на развод, запретила видеться с ребенком и отсудила квартиру в Ленинграде. В собственности Алферова остались лишь мотоцикл и раскладушка, на которой он ночевал в лаборатории. Можно сказать, развод в какой–то степени помог совершить прорыв в науке, ведь ученый теперь и жил, не отходя от рабочего места.
А спустя несколько лет судьба наградила исследователя встречей со второй супругой — Тамарой Дарской, дочерью заслуженного артиста РСФСР Георгия Дарского. Это произошло в 1967 году в Сочи, куда оба приехали на отдых. Девушка тогда работала в научно–производственном объединении «Энергомаш» – предприятии из сферы освоения космоса. Впоследствии ученый говорил, что в ней невероятным образом сочетались красота, ум и душевность.
Алферов сделал Тамаре предложение через полгода после знакомства. «До сих пор жалею, что не встретил ее намного раньше», – сокрушался он. Для каждого из них этот брак был вторым, но, как говорил Жорес Иванович, «она для меня первая женщина на всю мою жизнь, а я для нее – ее первый мужчина».
Через пять лет после свадьбы, в 42 года, физик во второй раз стал отцом. «Сын Ваня появился в 1972 году. Это был удивительный год счастливых событий в моей жизни», – рассказывал Жорес Иванович.
КСТАТИ
«Я знаю очень многих талантливых женщин науки. По малопонятным для меня причинам в физике они чаще теоретики, чем экспериментаторы, хотя, казалось бы, домашнее хозяйство должно подготовить именно к экспериментальной работе. При этом среди лауреатов Нобелевской премии женщин мало. К сожалению, Нобелевский комитет состоит только из одних мужчин, и они демонстрируют мужской эгоизм. Но при этом единственной из всего четырех ученых, которые получили две Нобелевские, была Мария Склодовская–Кюри», – говорил Жорес Алферов.
ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ
В самом деле, 1972–й выдался для Алферова на редкость удачным. Тогда же ему присудили Ленинскую премию и избрали членом– корреспондентом Академии наук СССР. Еще раньше Жорес Иванович защитил диссертацию и получил степень физико–математических наук. Побывал ученый и в США, где Франклиновский институт вручил ему медаль за создание гетеролазера.
В дальнейшем уроженец Витебска стал профессором и был назначен заведующим базовой кафедрой оптоэлектроники Ленинградского электротехнического института. В 1987–м он занял пост директора Физико–технического института имени Иоффе.
Главное событие в научной биографии Жореса Ивановича произошло в декабре 2000–го – в тот день Алферову и его американским коллегам Герберту Кремеру и Джеку Килби вручили Нобелевскую премию по физике за разработку основ современных информационных технологий.
Значительную часть собственного вознаграждения советский лауреат потратил на создание Международного Алферовского фонда поддержки образования и науки.
Свой успех Алферов разделил с Тамарой – супруги провели вместе более полувека.
Ученый признавался, что на первом месте для него всегда была работа, но жена за это на него не обижалась: «Ей часто приходилось оставаться дома одной, ждать, но она всегда знала, что это для нашего общего счастья, всегда понимала, что главное в моей жизни – это Физтех и лаборатория».
Сама Тамара Георгиевна, когда ее спрашивали, каково быть замужем за одним из величайших умов своего времени, отвечала: «Скажу вам, что быть женой в принципе сложно, а быть женой гения – очень трудно! Жорес Иванович – человек сверхнеравнодушный, ему до всего есть дело, он отвлекается на все просьбы и все принимает близко к сердцу. К счастью, у него потрясающее чувство юмора, и это часто ему помогает в трудных ситуациях».
В конце ноября 2018–го Алферов попал в больницу после гипертонического криза. Несколько месяцев исследователь наблюдался у специалистов, но, несмотря на старания медиков, скончался 2 марта 2019 года, не дожив несколько дней до 89–летия.
ПОЧЁТНЫЙ БЕЛОРУС
ЗЕМЛЯКИ
Имя Жореса Алферова на слуху во всем мире, но по–особенному к нему относятся на родине. Сам именитый физик тоже с удовольствием приезжал в Беларусь.
«Беларусь – единственная республика на всем постсоветском пространстве, которой наиболее полно удалось сохранить лучшие достижения СССР в социальном плане. А самое главное – страна сохранила и развивает промышленность, сельское хозяйство и науку. Сила Беларуси в ее народе, который создает будущий день своим трудом», – отзывался о родине Жорес Иванович.
Физик не рвал связей и с белорусским Политехом, нынешним БНТУ, где когда–то учился. Он даже выделил часть стипендий студентам и аспирантам энергетического факультета этого вуза. Неслучайно Жоресу Ивановичу присвоили звание почетного профессора БНТУ.
Также Алферов был почетным гражданином Минска и Витебска и иностранным членом Национальной академии наук Беларуси.
Ольга Гражина
Источник: Аргументы и факты в Беларуси