Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Инженеры, педагоги, медики — кто будет необходим рынку труда в перспективе

БНТУ вступительная кампания

Вступительная кампания для большинства поступающих в вузы близится к завершению. Какие специальности пользуются спросом у абитуриентов и на кого из года в год приходит больше всего заявок от работодателей? А также что стоит знать сегодняшним школьникам, чтобы в будущем не прогадать с выбором профессии?

Во многих вузах зачисление абитуриентов на бюджетную форму получения образования пройдет по 27 июля, на платную — по 3 августа.

Александр Лукашенко:

— Важно на деле укрепить связку всех уровней образования — от школы, вуза до предприятия. Следует работать по единой логике, на общий результат. Критерием эффективности учебных заведений должно быть то, насколько востребованы их выпускники, как растут зарплаты молодых специалистов.

9 апреля 2024 года, во время совещания во Дворце Независимости о состоянии и задачах развития промышленности.

«Открыты многие двери»

Третьекурсник Белорусского национального технического университета Дмитрий Розов в свое время весьма серьезно подошел к выбору будущей профессии. Юноша вырос в семье инженеров: склонности к точным наукам, видимо, передались на генном уровне. К ним добавились графические способности, особенно в области черчения. Проанализировав и взвесив все за и против, уроженец Жодино привез документы с 340 баллами в приемную комиссию БНТУ:

— Выбрал специальность «промышленные роботы и робототехнические комплексы». Я исходил из того, что с каждым годом производства будут все более высокотехнологичными. Следовательно, потребуются специалисты с определенными навыками и компетенциями. И я не прогадал. Но хочу сказать, что во время учебы важно понять, куда ты хочешь дальше двигаться и в каком направлении развиваться. Например, когда мы начали изучать 3D-моделирование, я четко осознал, что это мое. Ведь специальность довольно широкопрофильная и открывает ряд дверей: можно работать на производстве либо пойти в научную сферу.

16-07-2024 Фото Дарьи Титовой. г. Минск. БНТУ, кафедра Техническая физика Фитр. Розов Дмитрий, студент БНТУ Образование, наука. разработки

Парень выбрал второе. В этом году Дмитрий устроился на работу в конструкторское бюро Научно-технологического парка БНТУ «Политехник». Разрабатывает эндопротезы, которые предназначены для лечения тяжелых форм остеоартрита коленного сустава: 

— Мы делаем импортозамещающий продукт. В Беларуси около 15 больниц, в которых проводятся подобные операции. На начало зимы в очереди на замену коленного и тазобедренного суставов было около 18 тысяч человек. Мы сейчас единственные в стране производители подобных протезов, так что работаем в усиленном режиме. Наша задача — спроектировать высококачественные модели как самих суставов, так и инструментов для проведения операции, после чего по нашим чертежам и моделям производят готовые изделия.

16-07-2024 Фото Дарьи Титовой. г. Минск. БНТУ, кафедра Техническая физика Фитр. Робот Образование, наука. разработки

Обоюдный интерес

В Министерстве образования уже подвели предварительные итоги вступительной кампании. В структуре приема лидирующее место занимают специальности инженерного, педагогического, медицинского профилей, говорит начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов: 

— Цифры приема на специальности по вышеперечисленным профилям были существенно увеличены. Планку задают работодатели. Также видим интерес заказчиков и к целевой подготовке. В особенности со стороны организаций здравоохранения, учреждений образования, предприятий аграрного сектора. Кадровый запрос последних, к сожалению, удовлетворить полностью не получается. Здесь большую профориентационную работу проводят вузы и заказчики кадров. Важно дать понять нынешним школьникам, что сегодня в агропромышленном комплексе внедряются новые технологии, закупается современная техника, благодаря чему удается достигать высоких результатов в растениеводстве и животноводстве. 

В этом году столичные и региональные вузы открыли ряд новых специальностей. В частности, в БГУ начнут учить будущих конфликтологов-международников, международных логистов. Интересно, что те, кто поступил на «страноведение и переводческую деятельность», смогут работать в качестве географов, преподавателей и переводчиков. Что касается периферийных вузов, в БарГУ открыли специальности «психология», «эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов», а в ПГУ им. Евфросинии Полоцкой — «экономическая безопасность». 

— Как показывают предварительные итоги, со стороны абитуриентов на новые специальности сохраняется устойчивый спрос. Ребята поступают довольно сильные, таким образом формируется конкурсная ситуация и складываются высокие проходные баллы, — отмечает Сергей Николаевич. 

В этом году расширился перечень особенно востребованных экономикой специальностей — с 53 до 69. Среди них «историческое образование», «русская филология», «техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов», «специальное и инклюзивное образование» и так далее. 

— Этот перечень формируется исходя из анализа цифр приема, итогов распределения. Если мы видим, что реальный сектор экономики нуждается в определенных кадрах, на них поступает много заявок от работодателей, тогда эта специальность может быть внесена в список востребованных, — поясняет Сергей Пищов. — Хочу подчеркнуть, что по этим специальностям у нас из года в год выполняется план набора. И те, кто на них поступает, могут быть уверены, что они будут обеспечены достойным местом работы — заявок от заказчиков кадров достаточно. 

Горизонт планирования

Развитие технологий неизбежно влечет за собой изменения и на рынке труда. Разработки в области искусственного интеллекта всколыхнули общество, а прогнозы футурологов о том, что в обозримом будущем часть специалистов останется без работы, заставили напрячься. Вот что на этот счет думает депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:

— На Западе нет управления рынком труда в нашем понимании. При необходимости там просто выбрасывают «лишние» руки из экономики. Для чего применяют высокие пособия по безработице или так называемый базовый доход — он позволят что-то пить, есть, где-то спать, поддерживать минимальные потребности. Западному государству содержать такого «лишнего» человека дешевле, чем учить его, давать профессию, а потом предоставлять социальные гарантии по месту работы и платить пенсию. Отсюда целые поколения и этнические диаспоры, живущие в трейлерах и не занятые вообще никакой работой. Беларуси такое точно не грозит. На мой взгляд, эффект от внедрения искусственного интеллекта на рынке труда сильно преувеличен. В открытом доступе мы видим часть реальных возможностей искусственного интеллекта, условно, как рисовать картинки. Вряд ли это кардинально на что-то повлияет у нас.

— Какие профессионалы более уверенно чувствуют себя в меняющемся мире? 

— Реальный сектор точно будет чувствовать себя хорошо. Сегодня все страны Запада проводят индустриализацию, то же самое делает Китай. Поэтому любая профессия в реальном секторе останется востребованной. Польша буквально вымывает рабочие руки из Украины.

Рост, как ни удивительно, будет и у сферы услуг. Она постоянно прирастает за счет легкого входа в деятельность, самообучения. Условно, девушка смотрит блог, как делать маникюр, а затем начинает этим зарабатывать. То есть расцвели услуги, которые не требуют особой квалификации, вроде сферы такси, доставки еды на самокатах, стрижки собак, каких-то консультаций. Раньше все это вбирали в себя ипэшники.

Что касается сфер, которые могут исчезнуть на рынке, — это отдельные сектора торговли, завязанные на мелкооптовом ввозе товаров из-за границы, челночество, перевоз топлива, сигарет, перегон машин. Но причины тут вовсе не в развитии человечества, а банально в санкциях.

Говоря о работе СМИ (было очень много рассуждений о том, что искусственный интеллект заменит многих специалистов), здесь сейчас наблюдается дефицит отдельных профессий: верстальщиков, операторов, монтажеров — то есть все происходит ровно наоборот.

— Удовлетворяет ли система образования кадровый запрос работодателей? 

— Для этого активно вводится целевой набор. У нас не так много крупных заказчиков кадров, их буквально за руку можно свести с абитуриентом, поэтому система работает. Другой вопрос, что не все частные предприятия имеют горизонт планирования 4–5 лет, необходимых для подготовки целевика, многие просто не знают, что с ними за это время станет на рынке, поэтому им проще брать выпускников. То есть мы в Беларуси сочетаем механизм как рынка, так и длительного планирования в данном вопросе.

В целом можно сказать, что по отдельным направлениям у нас существует нехватка кадров. Отсюда вывод: сколько бы мы ни подготовили профессионалов, например в системе образования, они все будут востребованы на рынке, более того, будет несколько вакансий на человека, когда можно выбрать лучшую. То есть о проблеме избытка рабочей силы нам говорить вообще не приходится. Реальная задача государства — мягко направлять абитуриентов в этот перспективный, с точки зрения властей, сектор. В противном случае они будут просто идти туда, где больше платят. Как правило, у нас это компании с иностранным капиталом, которые имеют тенденцию иногда уходить с рынка, забирая кадры.

Воля к самообразованию

Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человек должен получать новые знания как можно быстрее. В связи с этим меняются подходы к обучению.

— Ежегодно в университетах происходит обновление читаемых курсов, а каждые 5 лет — радикальный пересмотр учебных планов, постоянно вводятся новые специальности, — отмечает руководитель Центра поведенческой экономики, доцент Белорусского государственного экономического университета Татьяна Майборода.— Если говорить об опыте БГЭУ в подготовке экономистов, то недавно у нас появился факультет цифровой экономики, а ряд курсов включает в себя применение языков программирования для работы с данными. Но следует помнить, что образование в университетах — это фундамент, крепкая основа для углубления знаний в рамках различных образовательных траекторий, поэтому важно сохранение и обновление базовых курсов, а не попытка угнаться за новыми трендами, так как их влияние может оказаться незначительным на длинной дистанции развития рынка труда. 

Говоря о требованиях к работникам, специалист уверена, что воля и способность к самообразованию — то, без чего будет сложно остаться востребованным на рынке труда в будущем. 

— Раньше вымирание профессий и замещение их новыми происходило не так быстро, как сегодня. Время показывает, что основной тренд на ближайшие годы — непрерывное обучение, то есть переход от разового получения квалификации к необходимости обучения на протяжении всей жизни. Следовательно, только при постоянном совершенствовании можно остаться востребованным на быстро меняющемся рынке труда, — заключает Татьяна Майборода. 

Доступное образование

В последние годы в Беларуси наблюдается тенденция к увеличению бюджетных мест в учреждениях образования всех уровней. Число платников, напротив, снижается, особенно в вузах. Сейчас в целом около 53 тысяч абитуриентов станут первокурсниками. Количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом увеличилось на 3 тысячи. В общей сложности бесплатно осваивать важные для профессии знания начнут осенью около 30 тысяч юношей и девушек.

Попасть в цель

Прием и зачисление целевиков в этом году, как и в прошлом, были вынесены за рамки основного этапа вступительной кампании. В ряды первокурсников зачислены 4,6 тысячи человек на условиях договоров о целевой подготовке. Среди наиболее востребованных вузов у этой категории абитуриентов можно выделить БГМУ, сюда приняли 673 абитуриента. В БГПУ им. М. Танка зачислили 289 человек, а в БНТУ — 266.

17-07-2023 Фото Ильи Шведко. Минск. Белорусский государственный аграрный технический университет. Вступительная кампания. БГАТУ, прием документов, паспорт, аттестат, брошюра вуза

Как выбрать свою профессию?

Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов рекомендует абитуриентам не ориентироваться при выборе специальности на те предметы, по которым высокие оценки, и уж тем более не ставить во главу угла университет:

— Важно определиться с той деятельностью, которой молодой человек желает заниматься. Сегодня есть ряд профессиональных тестов, которые размещены на сайтах Республиканского института профессионального образования, Министерства труда и соцзащиты, пройдя которые, можно выявить свои склонности, способности для той или иной профессии. Значимую роль в ответственный для школьника период играют родители. Их задача не пустить все на самотек, а подсказывать, помогать ребенку. Например, сходить с ним на отраслевые выставки, где можно «прикоснуться» к той или иной профессии, узнать о ней больше. Помимо этого, побывать на днях открытых дверей как на предприятиях, так и в вузах. Возможностей познакомиться с профессиями сегодня достаточно. Нужно этим пользоваться. 

Сергей Николаевич уверен: начиная с 9-го класса, школьникам стоит задуматься о выборе профессии и предпринять определенные шаги. 

— Ежегодно около 50 % выпускников 9-х классов поступают в колледжи, в дальнейшем развивают свои профессиональные компетенции, идут учиться в вузы на заочную сокращенную форму обучения. Траекторий сегодня достаточно, главное — определиться с видом деятельности, а дальше решать, какое учебное заведение удовлетворит запрос и даст необходимые знания и навыки, — заключает специалист.

БЛИЦОПРОС

От чего зависит выбор профессии?

Юрий Давидович, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экологии ландшафтов факультета геоинформатики БГУ:

— География со мной с детства, мне кажется, уже тогда все было предопределено. Прабабушка преподавала этот предмет в школе. А так как она жила с нами, дома всегда было много энциклопедий, карт, глобусов. И я, будучи ребенком, с любопытством их изучал. Прабабушка поддерживала мой интерес. Она и стала моим проводником в этой многогранной, таинственной, но очень интересной науке — географии. Плюс ко всему мне всегда нравились приключенческие книги, много читал Джека Лондона, Жюля Верна. 

Конечно, увлеченность предметом дала результат. В старших классах стал активно ездить на олимпиады. Занимал призовые места. Все эти факторы послужили тому, что я захотел связать свою жизнь с географией. Поступил на факультет географии и геоинформатики БГУ на специальность «космоаэрокартография». На 2-м курсе началась моя научная деятельность, и она продолжается до сих пор. 

Ксения Сусло, PR-менеджер в IT-компании:

— Я училась по специальности «аудиовизуальные СМИ», однако в журналистике себя не видела. Любовь к текстам и их продвижению привела меня в пиар-сферу. Когда устраивалась пиарщиком в IT-компанию, понимала, что у меня есть опыт работы в СМИ, навыки в подготовке текстов (как небольших заметок, так и развернутых статей), в общении и взаимодействии с людьми, на это и делала упор во время собеседования. 

Я работаю уже 3 года и чувствую, что очень выросла в своих компетенциях. Руководители тоже это видят и дают мне вести небольшие проекты самостоятельно — такая возможность мотивирует развиваться.

Григорий Туроверов, инженер-программист:

— Думаю, пройденный мною путь профессионального определения можно охарактеризовать как определенную последовательность проб и ошибок. Время взросления повлияло на смещение приоритетов с математики и физики на борьбу и бокс, что вместе с острым желанием свободы привело не в университет, а в колледж, где наиболее подходящей образовательной программой показалось программирование. Именно там, в колледже, преподаватели повлияли на мое мировоззрение, что вернуло меня в русло изначальных приоритетов, способствовало продолжению образования уже в университете. На данный момент получил диплом о высшем образовании и устроился по специальности, планирую поступать в магистратуру, а потом — в аспирантуру. 

Александра Янкович

Фото: Алексей Вронский , Дарья Титова , Илья Шведко

Источник: www.sb.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *