Второе ЦТ корреспондент Смартпресс проходила в БНТУ: вместе с большим количеством абитуриентов она, спустя 29 лет после окончания школы, сдавала экзамен по русскому языку.
Очередь на экзамен? Вот это да!
“Политех” встретил не так нарочито-торжественно, как университет культуры и искусства несколькими днями ранее: вдоль улицы Якуба Коласа за полчаса до экзамена растянулась длинная очередь из молодежи.
К чести организаторов очереди продвигались быстро, осмотр был поверхностным, а у входа в корпус дежурили девочки, которые выдавали пакеты БНТУ всем желающим. Это была не рекламная акция “Поступайте к нам”, а рациональный ход: в мешочки экзаменуемые могли сложить телефоны и прочие личные вещи, которые запрещены к проносу в аудиторию, и в таком виде сдать их в гардероб.
В холле тоже было многолюдно, но абитуриенты быстро находили себя в списках и отправлялись в аудитории.
Стандартная схема проверки документов на всех уровнях, проход в аудиторию, инструктаж по заполнению бланков. Про себя отметила, что если в первый раз инструктаж проходил после 11.00, то в этот раз – до. А ровно в 11.00 уже открывались конверты с заданиями. Вывод: в кабинете лучше сидеть минут за 15-20 до указанного времени начала экзамена.
Жи-ши пиши с буквой “и”
На первый взгляд вопросы в экзамене показались очень простыми. Для человека, работающего в гуманитарной сфере и любящего читать, задания вроде “вставь пропущенную букву” или “определи, где должна стоять запятая” больших проблем не вызвали.
Чуть сложнее оказалось разобраться с заданиями, призванных определить знание теоретического материала. Это и морфемный разбор слов, и их этимология, определение видов сочетания слов в предложениях, и несколько мудреных предложений из текстов (судя по стилю) классических русских писателей, в которых надо правильно поставить тире, двоеточия и прочие “авторские знаки препинания”.
Целосность или целостность? Кирпичев или Кирпичов? “Который” – какая часть речи? Вкратце или в кратце? Когда пишем “не”, а когда “ни”? Соотнеси слова с фонетическим разбором и определи количество суффиксов… и так далее.
Работа с текстом – часть успеха
В общем, ошибкам, конечно, быть. Вопрос в том, какому их количеству. И насколько знания в 45+ лет могут соотноситься с нынешними требованиями при поступлении в вузы.
Отвечая на вопросы категории “Б” (второй уровень сложности), то и дело вспоминала учительницу начальных классов своего младшего сына. “Детям очень сложно дается работа с текстом, они не умеют правильно разбирать текст – и от этого не самые высокие оценки”. На ЦТ по русскому языку задания категории “Б” почти полностью включали в себя эту самую “работу с текстом”, которой начинают учить еще младшеклассников. Какой текст? О чем текст? Какие его главные смысловые составляющие? Какие обороты и как в нем использованы?
Кажется, если рефлекс осознанного чтения и восприятие текстов выработался в школьные годы, то подобные задания не должны показаться нерешаемыми. У тех же, кому YouTube и TikTok заменил книги, ошибок наверняка будет значительно больше.
Ура! Закончили, или про особенности заполнения бланков
Тест был решен примерно за час из отведенных двух. Еще минут 10 потратилось на проверку заданий – и корреспондент Смартпресс гордо отправилась его сдавать.
Просматривая бланк с заданиями, один из организаторов экзамена неожиданно просил:
– А это что за буква? Точно “ц”? А компьютер распознает? Я вот не уверен…
А еще была буква “я” (а вдруг не похожа на настоящую печатную “я”) и цифра 1 (выяснилось, что писать в бланках ее обязательно надо без маленького хвостика спереди, а просто ставя вертикальную палку, поскольку недальновидный компьютер, который будет проверять работу, вдруг решит, что это 7).
“И это при том, что свой почерк я всегда считала аккуратным и понятным”, – вздыхала после ЦТ по русскому журналист Смартпресса.
А у нас впереди третий экзамен – в понедельник, 3 июня, английский язык.
Автор Ирина Киеня
Источник: smartpress.by