Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Роботы, 3D и эндопротезы. Молодые инженеры-программисты рассказали о дерзких мечтах и новом престиже профессии

Никита вообразил себя Михалычем на заводе, которого позовут, если что-то сломается и уже никто не будет знать, как это починить. А еще он мечтает создавать мобильных роботов для больниц, которые развозят лекарства пациентам. Маша в детстве хотела быть финансистом, а сейчас планирует сделать платформу для проведения квизов. А Кирилл поучаствовал в разработке инструментов для установки белорусского эндопротеза и будет делать все возможное, чтобы новинка массово использовалась в медицинской практике и люди старшего возраста меньше страдали от болезней.

В совместном с ОАО «Пеленг» проекте мы поговорили с талантливыми молодыми белорусами, которые выбрали для себя профессию инженера. Они работают на стыке электроники и классической «айтишки» и рассуждают о своем профессиональном будущем, дерзких мечтах и новом престиже профессии.

«Не всякий айтишник переквалифицируется в инженеры»

Никита Шилов, 21 год, факультет информационных технологий и робототехники БНТУ:

— Честно, в университет я попал по наитию, до последнего не знал, куда поступать. В детстве была банальная мечта — помогать людям. Я хотел стать врачом, но с химией и биологией не задалось.

У меня больше получалось что-то мастерить руками, нравились разные механизмы и роботы. Так я и оказался в техническом университете на инженерной специальности. Детально изучаю электроприводы, а они применяются в самых разных механизмах — наручных часах, автоматических дверях, станках, лифтах, экскаваторах.

Как по мне, старшему поколению инженеров повезло больше. Списывать им было сложно, приходилось много информации заучивать, конспектировать. У них сформировался более крепкий фундамент знаний. Молодым инженерам не хватает то ли усидчивости, то ли хватки. Но наше поколение готово разбираться и уделять время сложным задачам, если это захватывает и интересно.

Нам на первом курсе сказали, что переучиться из инженера в программисты сможет каждый, но вот не всякий айтишник переквалифицируется в инженеры. Как ни крути, в наше время стать программистом проще: есть разные курсы и статьи в интернете. А чтобы стать инженером, нужно приложить гораздо больше усилий, зачастую приходится поднимать советские учебники по сопромату и копаться в дебрях науки.

Больше всего в университете мне понравилось заниматься 3D-проектированием. Я визуализировал разные приборы и механизмы, конвейерную линию для сортировки посылок. Сейчас работаю в компании, которая занимается производством умных мобильных роботов для автоматизированных складов. Разрабатываю модели для функционирования всего механизма, занимаюсь пуско-наладкой, диагностикой, анализом и исправлением ошибок.

Знаете, я не мечтаю о чем-то великом. Скорее стать профессионалом в своей области, разбираться во многих вещах и приносить пользу людям (наверное, это осталось от доктора). Хочу стать этаким Михалычем на заводе, которого позовут, когда что-то сломалось и уже никто не знает, как починить.

В последнее время много читаю о мобильных роботах для больниц. Они сами передвигаются из палаты в палату и доставляют лекарства пациентам. Это разгружает персонал и помогает соблюдать точный график приема препаратов. Или, к примеру, в зарубежных клиниках есть роботы, которые привозят в операционные необходимые инструменты, перчатки, халаты. В будущем мне хотелось бы создать что-то подобное для наших врачей и пациентов.

«Мы более приземленно смотрим на жизнь и мир вокруг»

Юлия Мельник, 21 год, машиностроительный факультет БНТУ:

— В детстве я была творческой личностью, мне легко давались рисование и игры на воображение. В школе больше дружила с точными предметами. В итоге решила, что хочу связать свою жизнь с направлением, где можно будет проявить творческое начало и показать технический склад ума. Выбрала машиностроение, потому что хотелось научиться разбираться в автомобилях, но на практике оказалось, что эта сфера намного обширнее.

Я буду человеком, который организует производство разных машиностроительных деталей. К примеру, самое простое — обычная гайка. Она рождается не из ниоткуда. Чтобы кусок металла превратился в рабочую деталь, нужно описать целый технологический процесс, пройти каждый этап становления этой гаечки. Конечно, сегодня во всем этом не обойтись без знаний программирования, чтобы облегчить и автоматизировать сам процесс изготовления детали.

Если взять инженера сто лет назад и специалиста из современности, то они будут отличаться лишь реальностью вокруг и подстраиваться под изменчивый мир. Но сам склад ума, это инженерное мышление — они похожи. Инженеры более рациональные, им нужно время, чтобы посидеть над задачкой, все рассчитать, найти решение проблемы. Мы более приземленно, что ли, смотрим на жизнь и мир вокруг.

От учебы я люблю отвлекаться на творчество, нужно давать голове отдохнуть. А еще читаю статьи про космос, инженерную деятельность и всякие мировые новинки. В последнее время увлеклась наукой и планирую дальше поступать в магистратуру. Все мои научные работы связаны с изучением разных покрытий. В прошлый раз мы с научным руководителем исследовали полимерные покрытия, сейчас — алмазные.

Вообще, я быстро увлекаюсь новым, у меня постоянно возникает масса разных идей. Но, честно говоря, я их не записываю и быстро забываю. Может, слегка ветреная или не до конца уверена, что могу эту идею реализовать. В инженерном деле много сложных нюансов и часто останавливает страх: а вдруг не получится?

«Чем больше мы отдыхаем, тем больше сил придумывать что-то новое»

Мария Кишкурно, 20 лет, факультет информационных технологий и робототехники БНТУ:

— Недавно я нашла свой личный дневник из школы. Там написано, что я хотела стать финансистом или банкиром. Мне нравилась математика, постоянно участвовала в олимпиадах и соревнованиях. Уже тогда знала, что обязательно свяжу свою жизнь с этим предметом.

Подумала, что инженер — более прикладная квалификация, чем просто программист. По сути, инженер — это создатель программного обеспечения, рекламы, дизайна и много чего другого. Да, просто писать код — это классно, но еще круче понимать структуру программного обеспечения, для чего оно нужно и какие аспекты точно нельзя упустить. Инженерная специализация говорит о том, что человек что-то создает своими руками и придумывает, а не просто выполняет задачи, которые прилетают сверху. Это намного интереснее.

Сначала мне казалось, что профессия инженера-программиста чисто мужская. Но я заблуждалась, потому что многие дисциплины девчонкам даются даже легче. Не нужно бояться точных наук.

Я думаю, у меня только начинается взрослая жизнь, еще можно столько всего интересного попробовать в профессии. Сейчас пойду на практику в компанию, которая занимается фронтенд-разработкой. Думаю, там будет возможность попробовать себя и в работе с данными.

Когда жила в общежитии, я организовывала квизы между разными факультетами и университетами. У меня есть мечта разработать платформу для проведения интеллектуально-развлекательных викторин. Эта сфера как раз набирает популярность. Очень хочется, чтобы люди пробовали себя в разных направлениях, развивались, учились чему-то новому. На квизах можно найти новых друзей и знакомых, викторины объединяют и сплочают компании.

Я думаю, развлечения — немаловажная часть нашей жизни. Чем больше мы отдыхаем (в том числе на квизах), тем больше появляется сил придумывать что-то новое. 

«Угнаться за передовыми технологиями и не отстать от времени»

Кирилл Сидоренко, машиностроительный факультет БНТУ:

— У меня в семье все инженеры — родители, бабушка и дедушка. В детстве я часто бывал у бабушки на работе — на Полоцкой теплоэлектростанции. Помню, как сказал, что хочу быть директором ТЭЦ. Но потом начал искать более востребованную специальность и выбрал машиностроение.

Если в советское время на каждом этапе производства деталей стоял человек, то сейчас его задача — написать программу для оборудования, настроить его и не вмешиваться в процесс. В идеале все так автоматизировать, чтобы самая трудная работа доставалась компьютерам и роботам, а не людям.

Старшее поколение инженеров разработало методики, которые для нас стали базой и основой. А уже с их помощью мы придумываем что-то новое и интересное. То есть те же физические законы уже давно изучены и не меняются со временем. С одной стороны, из-за этого сейчас нам проще. А с другой — это своеобразный вызов для инженеров нового поколения: как автоматизировать процессы, как придумать универсальных роботов, как угнаться за передовыми технологиями и не отстать от времени. 

В ближайших планах — поступить в магистратуру. Мне импонирует специальность «цифровое машиностроительное производство», за нею большое будущее.

А вообще, хочется, чтобы моя работа приносила людям пользу. В последнее время я увлекся инженерией в области медицины. Мне довелось поучаствовать в инновационном проекте: в прошлом году на базе БНТУ был создан эндопротез коленного сустава, аналогов которому нет в стране. И чуть позже мы начали разрабатывать набор инструментов для хирургов, чтобы они могли работать с этим эндопротезом.

Мечтаю, чтобы те же эндопротезы массово использовались в нашей медицине, чтобы они еще больше усовершенствовались и применялись на практике, чтобы становились дешевле и доступнее и люди старшего возраста не страдали от болезней.

«Знал, чего хочет, и добился этого». Опытный инженер о молодых

Александр Зубко, инженер-конструктор отдела электроники и программирования ОАО «Пеленг»:

— За последнее время сфера электроники и программирования очень сильно видоизменилась. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, разрабатывается новое. Меняется и сама электроника, ее компоненты. Если раньше те же наручные часы были большими, то сейчас их можно сделать компактными и с множеством дополнительных функций. 

Все это влияет и на специалистов. У старого поколения инженеров попросту не было таких возможностей, как сейчас. Чаще всего это люди, которые готовы работать за идею, более опытные и эрудированные.

Зато молодые электроники-программисты более гибкие и творческие. Зачастую ребята после университета приходят хорошо подготовленными именно в программировании, они сразу стараются применить эти навыки на практике и создать, разработать что-то новое. В электронике это очень ценно, потому что можно быстро написать программу и проверить, как работает то или иное устройство.

Правда, сегодняшние молодые специалисты очень робкие, стесняются задавать вопросы старшим товарищам. А спрашивать нужно, потому что базовые знания никак не углубить и не подтянуть без конкретных практических задач на производстве. 

Еще я заметил, что у молодежи быстро пропадает интерес, если их постоянно привлекать к одним и тем же задачам. Когда ребята научатся чему-то одному, то они тут же желают переключиться на новое, стараются реализовать себя в другом направлении. Вместе с этим растут и амбиции, и финансовые ожидания, и желание, чтобы их продукт был востребованным.

Каких-то слишком грандиозных планов типа стать вторым Илоном Маском я от молодых специалистов не слышал. Был у меня один парень, который набрался опыта и даже начал сам создавать устройства для своих бытовых нужд. Это крутой пример, когда человек знал, чего хочет, и добился этого. 

Спецпроект подготовлен при поддержке ОАО «Пеленг», УНП 100230519.

Фото: Анна Иванова

Автор: Вероника Уласевич

Источник: tech.onliner.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *