Заседание общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования состоялось сегодня на базе Национального детского технопарка.
Перед началом заседания члены общественно-консультативного совета совершили экскурсию по Детскому технопарку, посетили лаборатории и учебные классы.
Открыл заседание председатель ОКС Игорь Карпенко, который обозначил круг рассматриваемых вопросов – ознакомление с работой Национального детского технопарка; новации в Правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования (Указ Президента Республики Беларусь № 416 от 29 декабря 2023 г.) и обсуждение комплексной системы подготовки инженерных кадров в системе «Школа – университет».
В своем выступлении начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов проинформировал о внесении ряда изменений в Правила приема, предусмотренных Указом Президента.
В их числе – изменение сроков регистрации на Централизованное тестирование (регистрация предусмотрена с 9 по 22 апреля); возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков кадров, обеспечивших конкурсную ситуацию в случае, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Также для абитуриентов-целевиков вводится нижний порог среднего балла документа об образовании не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей); определение единого подхода при приеме лиц для поступления на заочную форму обучения, как на платной основе, так и за счет средств бюджета (необходимость наличия стажа работы не менее 10 месяцев на дату подачи документов для лиц, имеющих общее среднее образование).
Сергей Пищов обратил внимание, что есть вариант поступления в колледжи и получения в дальнейшем высшего образования в сокращенный срок обучения как в дневной, так и в заочной форме.
Следующий важный момент затрагивает расширение возможностей одаренных и мотивированных абитуриентов при поступлении их в региональные УВО.
Так, шанс поступления без вступительных испытаний лиц, имеющих золотую (серебряную) медаль, или диплом о среднем специальном или профессионально-техническом образовании с отличием в региональные УВО предоставлен на все специальности, за исключением специальностей профиля образования «Здравоохранение», специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Востоковедение», а также специальностей, дисциплинами профильных испытаний которых являются «Творчество», «Физическая культура и спорт».
Среди новаций в Правилах приема обозначены и такие, как наделение Правительства полномочиями на определение перечней профильных классов и специальностей, на которые могут поступать выпускники таких классов на льготных условиях; расширение возможностей для поступления на льготных условиях выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов (снятие ограничений по минимальному баллу аттестата).
«Внесенные изменения в Правила приема позволят усовершенствовать систему отбора абитуриентов, а также создать для них справедливые, равные, прозрачные условия для поступления», – констатировал Сергей Пищов.
В свою очередь проректор по учебной работе БНТУ Юрий Николайчик остановился на том, что в настоящее время инженеры вовлечены во все процессы социально значимых процессов, включая прикладные исследования, различные аспекты планирования, проектирования, конструирования, изготовления устройств и механизмов, подготовки и создания технической документации, организации новых производств, а также управления качеством.
«Не секрет, что продукты инженерного труда критически важны и востребованы во всех жизненно важных сферах обеспечения существования человека, например, производственной, строительной, коммуникационной, торговой, транспортной, медицинской, образовательной и даже духовной», – сообщил проректор.
В этой связи отмечено, что сегодня деятельность инженера стала более сложной и многогранной, все больше находят применение в практике новые технологии.
По мнению Юрия Николайчика критически важным является тот факт, что система инженерно-технического образования должна гарантировать качественную подготовку рабочих, служащих и специалистов, также обеспечивать восполнение кадрового потенциала множества отраслей экономики.
В настоящее время значительное число молодых ребят выбирают профиль «Техника и технологии», что соответствует специфике национальной экономики.
«Развитие многокомпонентной образовательной системы подготовки кадров, обеспечивающей целостную эффективную и перспективно-ориентированную в интересах национальной экономики систему, является одной из приоритетных государственных задач», – убежден проректор технического вуза.
В числе перспективных направлений – модернизация нормативного обеспечения, создание новых образовательных программ и траекторий, обновление методической и материально-технической базы, расширение и укрепление международных связей и, безусловно, выстраивание системы непрерывного инженерно-технического образования (школа – университет).
Также участники заседания общественно-консультативного совета были проинформированы, что сегодня БНТУ под руководством Министерства образования реализована идея специальной подготовки учащихся III ступени общего среднего образования к поступлению на инженерные специальности через систему профильного обучения. Так, под руководством Министерства с 2023/2024 учебного года открыто 237 инженерных классов, в которых обучаются 2587 учащихся.
На этапе профессиональной подготовки, как элементе комплексной системы школа – университет, особую значимость приобретает создание условий для усиления ее практико-ориентированности. Для решения этой задачи в БНТУ созданы 104 филиала кафедр на передовых предприятиях и в организациях.
Особое место университет уделяет вопросу организации производственных практик при взаимодействии с промышленными предприятиями-заказчиками кадров, которые заинтересованы в мотивированных специалистах. Ежегодно БНТУ заключает более 3500 договоров об организации преддипломной практики и более 6000 договоров об организации производственной практики по специальности.
Среди организаций, на которых проходят практику обучающиеся – ОАО «МАЗ», ОАО «Беларуськалий», ОАО «МТЗ», Таможенный комитет, ОАО «Минский моторный завод»; ОАО «Белгорхимпром», ОАО «БелАЗ» и другие.
«Таким образом, необходимо констатировать тот факт, что в БНТУ уже создана и успешно реализуется комплексная система подготовки инженерных кадров (школа – университет – предприятие). По нашему мнению, реализация такой подготовки невозможна без тесного сотрудничества с учреждениями общего среднего образования и организациями-заказчиками кадров», – подытожил Юрий Николайчик.
Источник: edu.gov.by
Другие источники: