Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Россия и Беларусь вместе готовят специалистов будущего

В передовой инженерной школе Союзного государства сейчас учится 1200 человек

За одну программу – два диплома

Передовая инженерная школа Союзного государства сокращенно звучит как ПИШ. «ПИШите нам обязательно, а лучше приходите и поступайте», – шутят ее преподаватели, обыгрывая название. Открылась она в 2022-м в Псковском государственном университете как совместный проект с Белорусским национальным техническим университетом (БНТУ). Одна голова хорошо, а две – лучше. Сейчас в школе учатся порядка 1,2 тысячи студентов, как очники, так и заочники из двух стран. Цель проекта заключается в подготовке инженера, способного создавать технологии и продукты в интересах станкостроения Союзного государства. Тема в условиях западных санкций очень актуальная.

– Организуем все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Многие программы носят сетевой формат. Это когда в партнерах у тебя другой вуз: или в России, или в Беларуси. Наш крупнейший академический партнер – БНТУ. Их студенты приезжают к нам, наши – к ним: передаем друг другу лучшие компетенции. У нас широкая академическая мобильность, – рассказывает заместитель руководителя ПИШ Союзного государства Дмитрий Гринев.

Например, студенты-выпускники программ «Высокоэнергетические технологии обработки деталей» и «Инновационные технологии в машиностроении» получат два диплома о высшем образовании – ПсковГУ и БНТУ.

– Еще одно наше важное отличие – мы сразу трудоустраиваем. Даже учась в колледже, ребята могут получать по пятьдесят-семьдесят тысяч рублей в месяц. А это очень неплохо по меркам нашего региона. У них – индивидуальный график: они и учатся, и работают. И тебе не нужно смотреть по сторонам: человек точно знает, что нужен региону, предприятию, – делится ректор Псковского госуниверситета Наталья Ильина.

Толстой в гостях у физиков

Интерес к ПИШ был настолько велик, что сразу стало понятно – школе требуется расширение. И в декабре прошлого года тут открыли отремонтированный корпус, трехэтажное здание на улице с литературным названием – Толстого.

– Это лаборатории, учебные аудитории для практической и теоретической работы. Мы не просто учимся, разрабатываем и исследуем, а вместе создаем среду для повышения престижа инженерных профессий, – убеждена Наталья Ильина.

Теперь у ребят в корпусе есть даже тренажерный зал, чтобы «перезагрузиться», если что. Сами подали заявку на грант, выиграли его и установили оборудование. Модель занятий спортом тут немного другая: можно ходить на секции или заниматься в одном из городских фитнес-центров со скидкой. Представители старшего поколения, приехавшие на открытие из России и Беларуси, глядя, как ребята с удовольствием занимаются на тренажерах, вздохнули с сожалением:

– А у нас два года обычная физкультура была.

Каждый этаж в корпусе – цех, так ребята называют современные образовательные пространства. Есть учебный, административный, производственный.

– Почему остались в вузе? – интересуюсь у молодого преподавателя по программированию.

– Новое оборудование появилось, чтобы проводить исследования, зарплата хорошая для начинающего специалиста, – признается он.

К молодым здесь относятся очень трепетно. Есть программа наставничества, опытные профессора и доценты помогают начинающим. Благодаря этому увеличили число преподавателей, сохранили ценные кадры.

Деталь на вырост

Станки в университете современные, а главное — отечественные

В новом корпусе начал работу и Российско-белорусский научно-исследовательский центр гибридных технологий формообразования в станкостроении. В одном из помещений находится роботизированная установка ИЛИСТ-М. Станок – отечественный, питерский.

– Технология позволяет выращивать изделия из разных металлов диаметром шестьдесят и высотой сорок сантиметров лазерным способом с помощью порошка. Другими способами изготовить их крайне сложно, – поясняет Дмитрий Гринев.

Получается, что не все так плохо у нас с оборудованием, как трубят «эксперты» на Западе. Тут же представлены и образцы, созданные на установке, – например, газосборник. Сложное изделие из двух слоев: внутренний – это жаропрочная сталь, внешний – нержавейка.
В других лабораториях центра можно измерить готовые изделия, испытать их, изучить под микроскопом. Это замкнутый цикл: от порошка до готовой продукции. Заказчики – нефтянка, предприятия автомобилестроения, железнодорожники.

А в перспективе в ПИШ хотят создать обрабатывающий центр – это такой станок, который сочетает в себе технологии лазерного наращивания и механическую обработку.

– Его создадут на белорусском предприятии «Рухсервомотор» – мировом лидере в сфере производства электроприводов, – рассказывает Наталья Ильина.

Есть в школе даже видеостудия, которую используют для обучения. Отсюда можно вести занятия в лайв-режиме, а  также записывать видеоролики в хорошем качестве для онлайн-лекций.

Вот и у входа ПИШ заложили камень в основание Российско-Белорусского ландшафтного технологического парка. Тут будут зоны отдыха с крытым павильоном, где можно устроить мини-фудкорт, проводить кинопросмотры и мастер-классы на открытом воздухе, появится также велосипедная парковка. Летом хотят открыть памятник инженерным династиям – первый в России.

– Обычно хорошая мысль приходит на природе, – признаются в ПИШ, видимо, вспоминая удачный опыт Ньютона.

Логичный элемент

Проректорам вузов из Синеокой прочли курс по молодежной политике

Проректор по учебной работе Псковского госуниверситета Алла Серебрякова убеждена, что совместных программ обучения может быть гораздо больше:

– В этом году у нас выезжало несколько групп ребят в Беларусь по специальностям «механика», «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» – примерно на неделю. И это не экскурсия, им читали определенный учебный курс.

Нужно сближать и системы обучения. Магистерская программа в России рассчитана сейчас на два года, у белорусов – на один.

Участвовал вуз и в программе «Летний институт», которая собрала молодых ученых с постсоветского пространства, в том числе из России и Беларуси. Нашу страну представляли четыре университета.

– ПсковГУ отвечал за трек, связанный с русским языком и культурой, – рассказал начальник управления научно-исследовательской деятельности вуза Василий Фролов.

Вместе с Республиканским институтом высшей школы в  Пскове запустили еще одну дополнительную образовательную программу – на этот раз для специалистов высшего звена. На ней обучались проректоры и начальники управлений по молодежной политике и воспитательной работе вузов – членов Консорциума «Российско-белорусский университетский союз «Вместе». Сейчас в него входят десять представителей учреждений образования Беларуси. Сначала на базе ПсковГУ прошел очный модуль программы, потом проводили занятия с применением онлайн-технологий, завершился курс в конце прошлого года.

– Программа – для совершенствования знаний, умений и навыков слушателей в области цифровой коммуникации и использования современных медиаинструментов в реализации молодежной политики вузов двух стран. Это важнейшее направление деятельности при работе с молодежью, и программа повышения квалификации для специалистов, которые отвечают за молодежную политику в высших учебных заведениях, стала логичным элементом совместной работы в рамках решения задач Консорциума, – рассказывает руководитель проектного офиса университета Ольга Копытова.

И зимой, и летом

Студенты не боятся экспериментировать

Бакалавр-третьекурсник Денис Долгов, обучающийся по профилю «Электропривод и автоматика», – местная знаменитость. В январе 2023-го на встрече студентов с Владимиром Путиным он рассказал президенту о российско-белорусском «Летнем университете» и о том, что нечто похожее можно сделать и в инженерной сфере.

– Летний университет – это скорее про дружбу и творчество, а зимний – про науку, – вспоминает Денис.

Так, в 2023-м Псков принял «Зимний университет инженерных школ Союзного государства». Пятьдесят белорусов приехали к нам, и столько же псковичей отправились в Минск, в БНТУ.

– Очень интересный получился опыт: работали в смешанных командах. Представляли свои проекты. Мы заняли третье место: придумали робота-манипулятора, который используют на производстве при сортировке, – рассказал Денис.

В 2024-м «Зимний университет» снова должен пройти в Пскове.

Четверокурсник Дмитрий Костылев тоже ездил в Минск, участвовал в другом российско-белорусском мероприятии – «Мосты дружбы»:

– У нас было два проекта: один – о популяризации инженерной профессии, другой – об улучшении окружающей среды. Пусть и не победили, но все понравилось.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - photo_2024_01_15_12_12_39.jpg

Кикоин круче, чем биткоин

В вузе зрят в корень: вкладывать знания в ребят начинают еще со школы

При поддержке университета с 2019 года в Пскове реализуют проект «кикоинских» классов – аналог «курчатовских». Исаак Кикоин – знаменитый физик, который как раз входил в команду Курчатова.

Отличие в том, что в Пскове программа ориентирована на обычного школьника, начиная с пятого класса, а не на более продвинутых в физике и точных науках ребят, как в «курчатовских».

Стартовал проект у пятиклашек в псковской школе №  1, которую когда-то окончил Исаак Кикоин. Сейчас ребята уже оканчивают девятый. Первый выпуск – в 2026-м.

Идея приглянулась и белорусам. В программу включились две школы: в полоцкой гимназии № 2 – это два класса по 26 человек, а в первой школе города Барановичи – один класс, тридцать человек.

– Это не та история, где нужно быть быстрее, выше, сильнее. Хотим просто дать чуть больше, чем учат в обычных классах, – говорит руководитель приемной комиссии Псковского госуниверситета Дмитрий Лобарев.

Занятия после уроков. Выбор предметов зависит от школы. В Пскове остановились на физике, географии, биологии. Есть еще 3D-моделирование, программирование.

Например, в пятом классе школьников знакомят с богатством мира минералов, а еще с возникновением Вселенной.

Ребята в рамках этого модуля посещают планетарий, на допуроках по геогра-фии узнают этапы эволюции Земли, а на биологии – как зародилась жизнь. 

В Полоцке больше ориентированы на физику. У них это подготовка к обучению в седьмом, профильном классе. В Барановичах программа включает много уроков по географии, биологии, астрономии.

– Поинтересовался у завуча псковской школы, и оказалось, что у восьмиклассников-кикоинцев на два-дцать процентов качество образования (количество учеников, которые учатся на четыре и пять) выше, чем в параллелях. У них нет страха перед приборами, нет боязни совершить ошибку. Это очень важно с точки зрения психологии. Например, работу с микроскопом дети выполнили за пятнадцать минут вместо 45. Сами настроили, провели исследование, получили результаты и зарисовали их. Так еще и сверх основного дополнительные задания по своему желанию сделали, – сообщает один из создателей «кикоинских» классов, кандидат физико-математических наук Михаил Яников.

По его словам, их выпускники не обязательно пойдут в вуз, может, и в колледж. Зато у них будут нужные компетенции, которые помогут им в жизни.

Передовики учебы

Ректор ПсковГУ Наталья Ильина – о том, как удалось запустить с сябрами множество интересных проектов

– Давно началось ваше сотрудничество?

– В 2021 году под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ Псковский государственный университет предложил отдельную емкую программу того, как можно усилить взаимодействие с Беларусью.
Первым большим проектом стал «Летний университет», когда около восьмисот студентов из Беларуси приехали в российские вузы. Оператором этой программы был ПсковГУ. Оказалось, что белорусские студенты не знают об образовательном и научном потенциале наших вузов. Они не были знакомы с многочисленными проектами в сфере молодежной политики. «Летний университет» показал, что высшее образование в нашей стране находится на высоком уровне. Оно сочетает в себе лучшее из советской школы с новыми трендами и технологиями.

– Как действовали, чтобы наладить международное сотрудничество?

– Разделили целевые группы. Есть университет как организация, и с ней надо работать по одному формату. Есть студенчество, и с ними надо сотрудничать по-другому. Есть профессура – и это третья история. Кроме того, у каждого института в России и Беларуси есть индустриальные партнеры – с ними тоже надо работать под те технологические задачи, которые решает сегодня университет. 
В результате мы поняли, что Псковский университет может стать оператором академического взаимодействия вузов Беларуси и России. И ПсковГУ, создав консорциум из самых крупных университетов во всех белорусских регионах, реализует с ними различные инициативы. Это и диссертационный совет по биоэкологии и экологии, и образовательные программы, и молодежные форумы, и спартакиады.
Это и проект, который родился вместе с БНТУ, – «Передовая инженерная школа Союзного государства гибридных технологий в станкостроении». Причем здесь мы говорим уже не только об обучении кадров, но и о разработке новых технологий, выходе на реальные отрасли экономики, создании российско-белорусских предприятий.

– В Союзном государстве должны создать единую стратегию по молодежной политике. Чем тут можете помочь?

– У нас уже есть российско-бело-русский медиахолдинг «Вектор», когда студенческие медиа учатся работать в  информационном сообществе, реагировать на вбросы. 
Второй проект по патриотическому воспитанию касается восьмидесятилетия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Проведем большой фестиваль-слет с культурной, военно-патриотической и спортивной составляющими. Приедут российские ребята. Они посетят несколько знаковых мест Беларуси, и, конечно же, Брест.

– В Союзном государстве разработали 28 программ для развития и углубления интеграции в экономике, политике, военной сфере России и Беларуси. Что может объединить наши науку и образование?

– Выходим с инициативой – на средства союзного бюджета предлагаем создать «Высшую школу СГ». Проект, для которого вузовское сообщество готовило бы кадры, специалистов, способных создавать новые технологии под нужды Союзного государства.
При этом наши ребята уже понимают, что необходимо для стратегии научно-технологического развития СГ, и предлагают идеи. Так, в кооперации с Витебским госуниверситетом предлагают создать инклюзивный технопарк.
Есть целевая аудитория людей с ограниченными возможностями, но нужно понимать, как их учить, какие средства и какая среда нужны для них. Эту заявку одобрили. В рамках инициативы пройдет и большой съезд вузовского сообщества по инклюзивному образованию в Союзном государстве.

Максим Чижиков

Фото: Пресс-служба ПсковГУ

Источник: www.souzveche.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *