Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Готовь кадры смолоду

Ректор БНТУ Сергей Харитончик на семинаре «Целевая подготовка»

Как привлечь молодые кадры в строительную отрасль? Этот вопрос все чаще звучит на коллегиях Минстройархитектуры, различных диалоговых площадках с участием руководителей подведомственных предприятий. Неоднократно подчеркивалось, что кадры нужно не только искать, но и растить уже со школьной скамьи. От разговоров к делу давно перешли лидеры отрасли, заметно активизировав системную работу по долгосрочному кадровому планированию. Одним из эффективных способов решения кадровой задачки они называют обучение молодых белорусов на условиях договоров о целевой подготовке (на государственном уровне механизм значительно усовершенствован). В выигрыше все. Молодому специалисту гарантировано первое рабочее место, работодатель закрепляет в штат как минимум на пять лет мотивированного работника. В то же время для учреждений образования востребованность выпускников — важный показатель эффективности.

Связаны одной целью

5 января Белорусский национальный технический университет в рамках дня открытых дверей собрал на одной площадке абитуриентов, присматривающихся к специальностям главного технического вуза страны, представителей факультетов и кафедр БНТУ, руководителей предприятий и специалистов кадровых служб. Свои стенды подготовили ОАО «Керамин», УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА», ОАО «МАПИД», УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ», ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции», ОАО «Управление механизации № 12», ОАО «Радошковичский керамический завод», РУПП «Гранит», ОАО «Кричевцементношифер» и др. Информационную поддержку оказало государственное предприятие «СтройМедиаПроект».

Ключевым мероприятием насыщенной программы этого дня стал тематический семинар «Целевая подготовка». Участники обсудили актуальные вопросы обучения молодых белорусов на условиях договоров о целевой подготовке, подробно рассмотрели новации приемной кампании.

О порядке набора на условиях целевой подготовки в 2024 году подробно рассказала директор Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ, к. т. н., доцент Наталия АФАНАСЬЕВА.

Плюсы целевой подготовки отметил в своем выступлении ректор БНТУ, доктор технических наук, доцент Сергей ХАРИТОНЧИК. Сергей Васильевич подчеркнул, что в данном вопросе приоритетной является совместная согласованная работа учреждений образования и предприятий — заказчиков кадров. Со своей стороны, университеты и средние специальные заведения профориентационной работой занимаются постоянно. Важно, чтобы именно организации — заказчики кадров видели своего абитуриента.

—Обучение на условиях целевой подготовки —актуальная и востребованная форма подготовки специалистов, в которых, прежде всего, заинтересованы предприятия. На мой взгляд, целевой набор — это наше будущее. Общество, система образования и организации — заказчики кадров уже готовы к таким изменениям. Имея определенный жизненный опыт за плечами, могу с уверенностью сказать, что пять лет отработки на хорошем предприятии —это, по сути, второй университет, который позволяет получить практические навыки, сформироваться уверенным специалистом. Для молодого профессионала, который выходит на рынок, это большой багаж знаний. Это период становления в компании, возможность усилить свои профессиональные компетенции и продвинуться по карьерной лестнице, — подчеркнул Сергей Васильевич. — Хочу отметить, что БНТУ, как и многие другие учреждения образования, заинтересован в обучении будущих специалистов на условиях целевой подготовки. Обучение мотивированных студентов, которые хотят получать глубокие теоретические и практические знания в той или иной отрасли, поспособствует рождению высококлассных специалистов, которые будут успешно участвовать в развитии предприятий и повышении их конкурентоспособности на мировом уровне.

По статистике за последние три года динамика желающих получить образование в БНТУ на условиях целевой подготовки уверенно растет: в 2021 году зачислено 27 абитуриентов, в 2022 году — 41, в 2023 году — 107 абитуриентов.

Вход для мотивированных

Целевая подготовка — тема для Беларуси не новая. В отдельных министерствах и ведомствах такой формат подготовки кадров применялся еще в 1980–1990–е. Но были определенные ограничения: целевые направления могли выдавать только те организации–заказчики, что располагались в городах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в деревнях, а также в населенных пунктах, находящихся на территории радиоактивного загрязнения. С 2022 года согласно новой редакции Кодекса об образовании сняты ограничения и по территориальности, и по численности жителей населенных пунктов. Сейчас делать запросы на целевое обучение имеют право и организации крупных городов, областных центров, и предприятия г. Минска. Причем не имеет значения государственное оно или частное. У целеустремленных ребят есть шанс заключать договоры на целевую подготовку с любым предприятием страны. Есть еще один нюанс: после целевой подготовки выпускники вузов должны отработать у заказчика не менее 5 лет. Однако поступить на выбранную специальность с целевым направлением больше шансов: такие ребята участвуют в отдельном конкурсе. Более того, в 2023 году увеличен процент бюджетных мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки на специальности БНТУ до 60 % (ранее —до 40 %), что позволяет привлечь большее количество мотивированных абитуриентов. Эти цифры не предел. Так, для получения высшего образования на условиях целевой подготовки на медицинские специальности профиля «Здравоохранение» отводится до 80 % (ранее — до 50 %) контрольных цифр приема, по направлению «Сельское хозяйство» — до 70 % (ранее — до 60 %) от всех бюджетных мест в вузах.

Усовершенствован и механизм вступительной кампании для абитуриентов–целевиков. В связи с тем, что прием на условиях целевой подготовки был вынесен в отдельный этап, абитуриенты уже 16 июня (более чем за месяц до начала основного набора в вузы) знали, что они зачислены и у них не было необходимости сдавать ЦТ и нервничать еще почти полтора месяца, ожидая результата поступления на бюджет. Абитуриенту необходимо было в установленные сроки принести в приемную комиссию необходимые документы: заключенный с предприятием договор о целевой подготовке, написать заявление на имя ректора (по установленной Министерством образования форме). Следующий шаг — сдать внутреннее вступительное испытание в устной (или практической) форме по учебному предмету, который определен предметом первого профильного испытания.

— Целевое обучение необходимо, прежде всего, для национальной экономики и ее реального сектора. Невозможно планировать целевое обучение без анализа и глубокого прогнозирования кадровой политики как в рамках министерств и ведомств, так и на конкретных предприятиях, — подчеркнул Сергей Васильевич.

Кроме того, для абитуриентов–целевиков вводят нижний порог среднего балла аттестата не ниже 7. Но если вы поступаете на наиболее востребованные экономикой специальности, то все остается по–прежнему (ограничений по минимальному баллу аттестата нет). Таким образом, появляется возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций–заказчиков, обеспечивших конкурс на место, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Это значит, что добросовестные заказчики кадров в обязательном порядке будут обеспечены выпускниками–целевиками вне зависимости от того, как проведут профориентационную работу по подбору абитуриентов на условиях целевой подготовки другие организации.

Каковы пути решения задачи по увеличению контрольных цифр приема для целевой подготовки? Ректор БНТУ предложил пошаговый план.

Во–первых: предприятиям организовать, а скорее актуализировать информационно–аналитические базы, в которых будет отражена информация о настоящей (сегодняшней) и будущей потребности в специалистах, рабочих, служащих с 5–ти, а может быть и 10–тилетней перспективой. На основании этих данных возможно создание (актуализация) республиканской базы данных организаций — заказчиков кадров, для которых необходима подготовка специалистов на условиях целевой подготовки и доведение этой информации до учреждений образования.

Во–вторых: плотное взаимодействие предприятий с вузами по всем вопросам организации целевой подготовки, начиная с привлечения абитуриентов к поступлению, обучения их в вузе, заканчивая распределением молодых специалистов. Не лишним будет организация на предприятиях «горячей линии» по вопросам процедуры целевого набора. Важно поддерживать молодых специалистов на первых этапах, определить наставников из числа опытных работников.

В–третьих: студент, обучающийся на условиях целевой подготовки, должен стать частью предприятия уже с 1–го курса, иметь возможность прохождения ознакомительных, учебных, производственных, преддипломных практик (желательно оплачиваемых), разрабатывать темы курсовых и дипломных проектов, направленных на благо предприятия.

В–четвертых: важным мотивационным моментом для абитуриентов станет расширенный социальный пакет, как во время обучения, так и после распределения. Это выплаты стимулирующих стипендий, оплачиваемые практики, организация стажировок, в том числе зарубежных, по программам обмена опытом, выплаты надбавок и предоставление жилья, компенсационные дополнительные выплаты на оздоровление и другие мотиваторы.

Рабочими инструментами, по мнению ректора БНТУ, являются мощная рекламно–информационная работа, направленная на популяризацию целевой подготовки, проведение во всех регионах страны диалоговых площадок с участием заказчиков кадров, профориентационные мероприятия в рамках 6–го школьного дня (экскурсии на предприятия, беседы с абитуриентами и их законными представителями), создание 3D–виртуальных туров по предприятиям, организация ярмарок вакансий и др.

От разговоров — к делу

Продолжился день открытых дверей масштабной выставкой. Абитуриенты и их родители смогли ознакомиться с направлениями обучения в университете, пообщаться с деканами факультетов. Более того, у школьников была возможность выбрать не только специальность, но и будущее место работы. Предприятия — заказчики кадров также приняли участие в мероприятии. Такой формат коммуникаций — отличный способ определиться с профессией, убежден абитуриент Роман. Школьник приехал на день открытых дверей, уже четко зная, что поступать будет на энергетический факультет. Он заинтересован в получении высшего образования по целевому набору.

— Я вижу целевое обучение гарантом продуктивной учебы и стабильной работы после завершения обучения. Получается, поступая по целевому, ты уже знаешь, где будешь работать и, соответственно, сможешь делать упор на конкретные направления и дисциплины, — поделился эмоциями с корреспондентом «РСГ» молодой человек.

О плюсах целевой подготовки говорят и представители предприятий строительной отрасли. К слову, многие лидеры стройкомплекса уже включились в активную борьбу за мотивированных и целеустремленных абитуриентов. Работники предприятий посещают школы, рассказывают ученикам о своих организациях и выпускаемой продукции, знакомят с профессиями. Вниманию будущих студентов и в дальнейшем молодых специалистов — впечатляющие бонусные программы.

Использует по максимуму профориентационные инструменты крупное градообразующее предприятие страны РУПП «Гранит». Руководство промышленного гиганта отслеживает кадровые тенденции, которые складываются в регионе и отрасли в целом, и отчетливо видит, в каких кадрах будет нуждаться коллектив через пару лет.

— Мы помогаем ребятам определиться с профессиональным выбором, активно взаимодействуем со школами, проводим дни открытых дверей на предприятии. На встречах подробно знакомим школьников с нашими профессиями. Для многих, к примеру, в новинку такая специальность, как горный инженер. Радует, что многие наши юные жители планируют после получения образования остаться в родном городе, поскольку понимают, что работа на таком крупном предприятии, как наше, — отличная путевка в жизнь. Некоторые поступающие — из семейных династий и хотят продолжить дело родителей. Они ознакомлены с условиями работы на предприятии, понимают ее статусность, надежность, — рассказала начальник отдела кадров РУПП «Гранит» София СЫЧЕВИЧ. — Плюсы целевой подготовки для нас, как работодателей, очевидны. Уже сегодня четыре наших будущих работника учатся по целевым договорам на первом курсе БНТУ, два студента–целевика осваивают азы профессии в Солигорском горно–химическом колледже. В этом году планируем заключить договоры о целевой подготовке еще с шестью абитуриентами. Для студентов–целевиков предусмотрены различные бонусы. Став студентами, они получают гарантированную стипендию, сумма которой зависит от успеваемости. Молодым специалистам на время отработки предоставляется арендное жилье. Очевидны и перспективы карьерного роста. Более того, у нас достойная заработная плата, расширенный соцпакет.

Решение жилищного вопроса, материальные выплаты, организация досуга, в том числе занятий спортом, грамотное выстраивание принципов наставничества и преемственности, проведение конкурсов профмастерства и обеспечение активного участия в общественной жизни — повод присмотреться еще к одному из крупнейших градообразующих предприятий республики, специализирующихся на производстве строительных материалов, ОАО «Кричевцементношифер».

— Дорогу нужно давать молодым — убежден наш генеральный директор Владимир Корчевский. В 2023 году наш коллектив пополнился 16 молодыми специалистами с профессионально–техническим и средним специальным образованием. В основном это жители города Кричева и Кричевского района Могилевской области, — подчеркивает начальник отдела кадров ОАО «Кричевцементношифер» Наталья СВИНОГОН. —Будущих работников мы стремимся растить еще со школьной скамьи. Представители предприятия — частые гости в школах. Мы также приглашаем ребят посетить наше производство. Целевая подготовка для нас — это один из рабочих инструментов долгосрочного кадрового планирования. Как минимум на пять лет мы получим специалиста, который уже будет внедрен в производственные процессы, поскольку учеба такого студента (написание дипломных, курсовых проектов) неразрывно увязана с производственными задачами.

Если говорить об абитуриентах, то, по словам Натальи Свиногон, ребята видят перспективу данной формы получения образования. Они не только быстрее адаптируются на первом рабочем месте, но будут более уверенными в завтрашнем дне. Здесь важно, прежде всего, чтобы связка «учреждение образования — заказчик — абитуриент» работала едино, подчеркивают специалисты кадровых служб.

Заместитель начальника отдела кадровой политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Максим КУРБАТОВ:

— Одним из важных моментов обучения студентов на условиях целевой подготовки является возможность предприятиям осуществлять долгосрочное кадровое планирование. Немаловажен и тот фактор, что такая форма подготовки специалистов усиливает практико–ориентированность обучения и непрерывность образовательной цепочки «вуз — предприятие». При прохождении учебных и производственных практик, написании курсовых, дипломных проектов студенты–целевики будут иметь возможность, начиная с первого курса, целенаправленно планомерно погружаться в ключевые производственные задачи. После окончания университета у выпускника процесс адаптации сократится в несколько раз. Подчеркну, обучаться на условиях целевой подготовки должны наиболее мотивированные, способные, всесторонне развитые абитуриенты. В Беларуси 2024 год объявлен Годом качества, что означает повышенное внимание к вопросам качества во всех сферах жизни, включая кадровые вопросы.

Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО 5 января подписал указ, согласно которому внесены изменения в Правила приема лиц для получения высшего и среднего специального образования

Ключевые моменты обновленных правил и их влияние на процесс поступления для будущих студентов:

  • Регистрация на ЦТ пройдет с 9 по 22 апреля 2024 года.
  • С целью создания равных условий для абитуриентов ЦЭ и ЦТ пройдут в единые сроки для всех выпускников текущего года и прошлых лет: 27 мая 2024 года (ЦЭ + ЦТ по предмету на выбор), 30 мая 2024 года (ЦЭ + ЦТ по белорусскому или русскому языку); 3 июня 2024 года (ЦТ по предмету на выбор).
  • Выпускники лицея БНТУ будут иметь возможность поступления на специальности БНТУ без вступительных испытаний: в 2024 году прием выпускников лицеев без вступительных испытаний будут осуществлять 5 УВО (БГУ, БНТУ, БРУ, ПолесГУ, ВГУ Машерова). Обязательным условием для поступления является наличие в документе об образовании отметок не ниже 9 (девяти) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 8 (восьми) баллов по всем остальным учебным предметам, вместе с тем определены специальности, на которые выпускники лицеев при УВО будут поступать на общих основаниях.
  • Прием абитуриентов в УВО на условиях целевой подготовки. Прием абитуриентов в УВО на условиях целевой подготовки является одним из перспективных и востребованных направлений для студентов, которые хотят получить качественное образование и гарантированное место работы после окончания учебного заведения. Так, в 2023 году на условиях целевой подготовки было зачислено 3,6 тыс. абитуриентов. На 2024 год запланирован рост на целевую подготовку на 25 %. Прием документов, проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в УВО абитуриентов–целевиков в 2024 году будут вынесены за рамки основной приемной кампании и пройдут раньше основного набора. В 2024 году прием на целевое обучение будет проводиться в том же формате, что и в прошлом году. Так, абитуриенты, поступающие на условиях целевого договора, сдают один внутренний экзамен в устной или практической форме в УВО по первому профильному предмету. Вопросы по учебным дисциплинам размещены на сайте Министерства образования. Особенностью приема абитуриентов на условиях целевой подготовки в 2024 году является возможность поступления по конкурсу среди отдельных организаций–заказчиков, если конкурс по специальности в целом не состоялся. Также для абитуриентов–целевиков вводится нижний порог среднего балла документа об образовании не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей), что будет способствовать повышению мотивации к обучению.
  • В 2024 году для абитуриентов, успешно освоивших образовательные программы УО «Национальный детский технопарк», созданы дополнительные возможности поступления без вступительных испытаний: будет расширен перечень специальностей для поступления. Формат поступления не изменится: для поступления по указанной траектории выпускникам необходимо получить рекомендацию наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк» и пройти собеседование в вузе, которое проводится в устной форме, с целью выявления личностных, деловых качеств, способностей и мотивации абитуриентов к получению образования по выбранной специальности, в соответствии с порядком, определяемом Министерством образования.
  • Поступление абитуриентов без вступительных испытаний. Улучшены условия для абитуриентов, имеющих возможность поступления на ряд специальностей без вступительных испытаний. К таким абитуриентам относятся: победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования); победители (Гран–при, дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством культуры по согласованию с Министерством образования) и республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад в сфере культуры; участники (спортсмены) Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, лица, занявшие 1–3–е места на Юношеских Олимпийских играх, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь; лица, награжденные в год приема или в течение двух лет, предшествующих году приема, нагрудным знаком «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь па сацыяльнай падтрымцы здольных навучэнцаў i студэнтаў»; лица, награжденные в год приема или в течение двух лет, предшествующих году приема, нагрудным знаком «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь па падтрымцы таленавiтай моладзi»; победители (дипломы I, II, III степени) международных и республиканских конкурсов профессионального мастерства (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования); победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году; лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью или диплом о среднем специальном образовании с отличием при поступлении в региональные УВО — практически на все специальности, а в УВО, расположенные в г. Минске — на наиболее востребованные экономикой специальности; выпускники учреждения образования «Минское суворовское военное училище»; выпускники государственного учреждения образования «Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», специализированных лицеев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и кадетских училищ; лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) профессиональной направленности учреждений общего среднего образования (педагогических, спортивно–педагогических, аграрных, военно–патриотических); лица, освоившие содержание программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины «Школа управления (общественно–гуманитарный профиль)», реализуемой Академией управления при Президенте Республики Беларусь; возможность поступления на льготных условиях лиц из числа граждан Российской Федерации на очную (дневную) форму получения образования за счет средств бюджета, а также лиц из числа граждан Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), сдавшие вступительные испытания в странах СНГ, при поступлении на платной основе по установленным Министерством образования квотам.

Также в 2024 году будет обеспечена возможность поступления абитуриентов, не имеющих льгот в соответствии с Правилами приема, но при этом имеющих высокие баллы и поступающих на общих основаниях (по результатам ЦЭ, ЦТ, вступительных испытаний). На все специальности будут выделены места на общий конкурс в размере не менее 20 % от плана набора от общего числа контрольных цифр приема (цифр приема), а на медицинские специализации — не менее 10 % от КЦП (ЦП).

Татьяна Савич

Источник: Республиканская строительная газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *