Как моделизм помогает учащимся политехнического колледжа постигать историю Великой Отечественной войны.
Кружки по моделированию объединяют ребят, которые кропотливо собирают миниатюрные образцы самолетов, танков и автомобилей. В филиале БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» мы обнаружили целое комьюнити учащихся, увлеченных моделизмом. Парни рассказали, почему выбрали именно такое хобби и как оно помогает им открывать новые страницы в истории Великой Отечественной войны.
Между прошлым и будущим
На столе перед первокурсником колледжа Ильей Ситниковым небольшая танковая дивизия: кажется, что вот–вот будет дан сигнал к наступлению и бронемашины, уменьшенные в 72 раза, выдвинутся вперед, тяжело вращая гусеницами. А Илья буквально готов засыпать фактами о каждом из представленных образцов:
– Вот, к примеру, самоходно–артиллерийская установка СУ–152. Она была создана на базе танка КВ–1С, что расшифровывается как «Клим Ворошилов–1» в «скоростной» модификации. За свою способность превращать новейшие немецкие танки в груду металлолома во время битвы на Курской дуге получила прозвище Зверобой. Эксплуатировалась вплоть до конца Великой Отечественной войны. Впоследствии самоходку стали выпускать на базе танка ИС–2. Она была снята с вооружения лишь в 1981 году, но известно, что в 1986–м установка помогала в ликвидации взрыва на Чернобыльской АЭС. Мне эта модель особенно понравилась за надпись «За Родину–мать!».
Или вот еще любопытный экземпляр – самолет Су–2 в камуфляжной расцветке. Именно на таком совершила свой героический таран 24–летняя Екатерина Зеленко. Историей Великой Отечественной войны Илья интересуется с детства. Парень показывает фото из семейного архива:
– Это мой прадедушка Иван Яковлевич Ситников. Он участвовал в форсировании Днепра, операции «Багратион», неоднократно получал боевые ранения. Очень горжусь им и сожалею, что мне не довелось лично расспросить его о войне: прадедушки не стало, когда я был совсем маленький.
Интерес к истории Великой Отечественной и, в частности, боевым машинам подтолкнул Илью заняться стендовым моделизмом:
– Однажды, гуляя по Немиге, наткнулся на магазин сборных моделей. Купил комплект советского трехбашенного танка Т–28. На сборку ушла неделя. Постепенно втянулся, стал изучать в интернете техническую сторону дела: как правильно красить модели и чем, какие есть нюансы. Не обходилось и без ошибок. Некоторые образцы безнадежно испортил. Приступая к сборке новой модели, стараюсь как можно больше узнать о ней. При этом не ограничиваюсь краткой технической справкой и тактико–техническими характеристиками, а изучаю дополнительные документальные материалы. Есть моделисты, которые для достижения исторической достоверности ищут фотографии и по ним воссоздают модель. Стремлюсь именно к такому уровню.
Недавно Илья участвовал в международном конкурсе по сборке гусеничного тягача СТ3–5 за 24 часа. Занял в нем четвертое место. По невнимательности допустил незначительные ошибки, комментирует свой результат парень:
– Это только на первый взгляд кажется, что собрать модель самолета или танка из пластмассы легко. Ну перепутал дверцы местами или не обозначил краской потекшее масло у заправочного отверстия. Казалось бы, какая разница? Ан нет! На самом деле в этом хобби не бывает мелочей.
Это вам не игрушки
У однокурсника Ильи Алексея Головчака несколько иное направление моделизма: он создает варгеймы – настольные игры, которые изображают боевые действия (реальные или вымышленные). Леша демонстрирует миниатюрную диораму, на которой вооруженное войско из популярной серии фэнтези–романов «Песнь льда и пламени» готово отразить атаку соперника:
– Такое увлечение сродни работе ювелира. Покраска крошечных моделей способствует развитию мелкой моторики и усидчивости. Помимо этого, развивает эрудицию: раскрашивая персонажей, ты задаешь себе вопросы, почему они выглядели именно так, а не иначе, и ищешь ответы. Взять, к примеру, средневековые войны. Войско выглядело очень пестро, красочно: наемники шли на верную смерть, поэтому одевались как в последний раз.
У нас в стране увлечение варгеймами только–только начинает развиваться, а вот в России, где оно уже давно стало популярным, существуют тематические клубы и сообщества, проводятся турниры, рассказывает Алексей:
– Например, клубы на Кавказе воссоздают события Великой Отечественной войны на базе варгеймов от «Звезды» (ведущий производитель сборных масштабных моделей. – Прим. «ЗН»).
Первым делом – самолеты
Второкурсник политеха Николай Ожигин увлекся авиамоделированием в девять лет под влиянием отца: тот в свое время занимался авиамодельным спортом, был планеристом. С той поры Коля посещает занятия в объединении по интересам под руководством Владимира Трусова в Борисовском центре творчества детей и молодежи. Парень не без гордости заявляет, что его родной город – столица авиамодельного спорта:
– С 27 по 30 июня наша команда участвовала в республиканских соревнованиях по авиамодельному спорту в Солигорске. Я выступал в классе электрических планеров с размахом два метра: задача – как можно дольше продержаться в воздухе без газа и приземлиться ближе к месту посадки. Мастерство заключается в навыках сборки машины и пилотирования.
Свои самолеты Коля и его друзья собирают из подручных материалов. Вот, к примеру, уменьшенная в 12 раз копия штурмовика Су–6, состоявшего на вооружении Красной армии в Великую Отечественную войну, показывает Коля:
– Крыло из пенопласта, покрыто шпоном, по передней кромке стоит рейка из сосны. Заднюю кромку крыла утолстили: это дает немного меньшую скорость, но хорошую устойчивость при маневрах. Фюзеляж сделан по такой же технологии, что и космические ракеты. Модель оснащена двухтактным двигателем внутреннего сгорания объемом 2,5 кубического сантиметра (купил его на барахолке): он дает около полутора лошадиных сил мощности, так как в него заливается ядреная смесь метанола и нитрометана. Это топливо доступно, но стоит недешево.
За все время Коля смастерил более 100 моделей. На соревнованиях они используются как расходный материал – можно взять пять, а вернуться с двумя. Как в реальном бою на войне, здесь потери тоже неизбежны. Благодаря хобби развил в себе скилы, без которых мужчине никак не обойтись, резюмирует Николай:
– Научился работать с инструментами: от болгарки до сварочного аппарата. Очень ценные навыки.
Виктория Держанович
Фото: Алексей Матюш
Источник: Знамя юности