Перейти к содержимому

БНТУ в СМИ

Траектория взлета

Национальный детский технопарк

Траектория взлета: репортаж из детского технопарка.

Лучшие выпускники Национального детского технопарка смогут поступать в вузы без экзаменов.

Почти на месяц одаренные ребята выпадают из своего привычного уклада и попадают будто бы в другую вселенную, именуемую Национальный детский технопарк. Правда, прежде чем попасть сюда, нужно пройти серьезный отбор. Конкурс – более четырех человек на место. А на одно направление берут лишь десятерых. Корреспонденты «НГ» побывали в обители современных Кулибиных и узнали, как сюда попасть, чем здесь занимаются ребята и кто из них может претендовать на «путевку» в вуз?

Попробуй отберись

Площадка, куда съезжается будущая интеллектуальная элита страны, расположена неподалеку от корпусов БНТУ в районе станции метро «Борисовский тракт». Современные лаборатории, укомплектованные новейшим оборудованием. Технодом, где расположены жилая зона, спортивный, тренажерный, танцевальный залы и вместительная столовая. Живут здесь ребята в комнатах по два человека. Недалеко школа № 225, куда они после обеда ходят на обычные занятия.

Ежемесячно в технопарк поступает 450–500 заявок от школьников 9–11 классов с разных уголков страны. Однако джуниорами становятся лишь 150 человек – по 10 на каждое из имеющихся направлений. К слову, за два года их стало в разы больше. Если в январе 2021–го технопарк стартовал с трех направлений – «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии» и «Робототехника», то сейчас их уже пятнадцать. Тем не менее самым популярным среди школьников остаются «Информационные и компьютерные технологии». Порой конкурс сюда достигает пятерых человек на место.

– Возможность попасть к нам есть у победителей олимпиад или технических конкурсов. А также у ребят, которые занимаются проектной деятельностью. То есть на этапе оформления заявки они либо прикрепляют дипломы, либо проект. Второй этап – тест для определения IQ претендентов, который показывает уровень их аналитического и пространственного мышления, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Александр Игнатчик.

Тесные узы с вузами

Несмотря на «детский» статус, обучение здесь не по–детски серьезное. И что немаловажно – бесплатное. День у джуниоров расписан практически по минутам. До обеда с ними занимаются преподаватели столичных вузов. Сначала идет лекционная часть, затем работа над проектами в специально оборудованных лабораториях. К слову, с идеями для проектов ребята должны определиться к концу первой недели смены. Что касается лабораторий, пока не все они расположены внутри технопарка, некоторые находятся на базе вузов. Туда ребята ездят в сопровождении тимлидера на автобусе.

– Идея заниматься на базе вуза по–своему интересна, – считает Александр Иванович. – В университетах своя атмосфера. И дети, попадая туда, могут лучше прочувствовать ее и понять, хотят они здесь учиться или нет. К тому же у нас сейчас не все лаборатории до конца укомплектованы оборудованием, поэтому занятия проходят в БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ.

Робот, будь человеком!

На следующей неделе ребята этой смены будут защищать свои проекты: у кого–то командные работы, у кого–то индивидуальные. Вот одиннадцатиклассники из Иванова и Глубокого Кирилл Гацевич и Вячеслав Синковец «обкатывают» робота–почтальона. А девятиклассник из Новополоцка Кирилл Кубачев доводит до ума свой роботизированный пылесос. Парень уже второй раз в технопарке. И снова на направлении «Робототехника». Что вовсе не удивительно, ведь Кирилл с десяти лет создает искусственный интеллект.

– Как правило, тем, кто проходит отбор со своими проектами, сложнее сюда попасть, конкурс выше, – говорит он. – Я прикреплял к заявке диплом второй степени в номинации «Технологии беспилотных летательных аппаратов», который получил в конкурсе технического творчества и робототехники учащейся молодежи TechSkills.

Руководит творческим процессом в лаборатории старший преподаватель кафедры «Робототехнические системы» БНТУ Юлия Матрунчик:

– Робототехника – мультидисциплинарная наука, которая объединяет физику, алгоритмику, логику, механику и программирование. Сегодня одна из самых перспективных сфер знаний. Роботы могут использоваться на производстве, оказывать людям разные услуги в быту. И мы, преподаватели, нацеливаем ребят, чтобы их проекты были полезными. К примеру, у нас есть робот–пожарный, многие делают разработки для умного дома.

Национальный детский технопарк старший преподаватель кафедры «Робототехнические системы» БНТУ Юлия Матрунчик
Юлия Матрунчик стимулирует джуниоров проектировать роботов, которые снизят тяжесть физического труда и облегчат жизнь.

Мир машин

Следующее направление поистине мужское – «Машины и двигатели. Автомобилестроение». Тем не менее в компании парней замечаем девушку.

– Я хочу быть логистом. Мои папа и дедушка – дальнобойщики. Поэтому и я хочу связать свою жизнь с перевозками, – объясняет свой выбор Милана Малиновская. – Что касается технопарка, я попала сюда с проектом «Дизайн в автомобилестроении». Второй этап – тест. На его написание давалось 40 минут, было 80 вопросов. Спустя пару дней узнала результаты – и вот я здесь. Сейчас готовлю к защите проект «Аэродинамика грузовых автомобилей».

Вадим Пискунович и Юрий Ледницкий решили заняться сравнением двух двигателей – алюминиевого и чугунного. Парни прекрасно разбираются в «начинке» автомобилей, хотя прав категории В пока еще у них нет. Рано. Зато у Вадима есть права на мотоцикл, говорит, то и дело ремонтирует их в гараже. А Юрий уже 12 лет занимается картингом у себя в Полоцке. Водить карты научился раньше, чем в школу пошел.

– Это наша третья смена по данному направлению, – рассказывает инженер кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» автотракторного факультета БНТУ Андрей Куц. – И большинство ребят проходят отбор благодаря своим проектам. Правда, не всегда они напрямую связаны с автомобилями. Тем не менее выбирают наше направление. Здесь мы им даем крепкую базу, с которой они имеют представление об автомобильной отрасли в целом.

Виртуальный зоопарк

Вот–вот будет выпущена третья смена и по направлению «Виртуальная реальность». Ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики факультета компьютерного проектирования БГУИР Леонид Коркин предупреждает, что говорить о виртуальной реальности непросто, лучше один раз увидеть. Действительно, надев специальный шлем, можно оказаться в игре или на экскурсии и даже видоизменить помещение, в котором находишься. В виртуальном мире все реально, главное – включить фантазию.

Одиннадцатиклассницы бобруйской средней школы № 34 Александра Голуб и Юлия Ещик в технопарке тоже уже третий раз. Направления меняли. Сейчас решили выбрать «Виртуальную реальность», готовят VR–тур в зоопарк.

– Мы хотим, чтобы те, кто не имеет возможности побывать в настоящем зоопарке, посетили хотя бы виртуальный, – говорит Александра. – Приближаясь к нашим животным, можно услышать, какие звуки они издают. Кроме того, можно добавить и посмотреть на зверей, которых нет в Минском зоопарке.

«Плюшки» для юных гениев

Уже этим летом некоторые выходцы из технопарка смогут поступать в вузы без экзаменов – им будет достаточно пройти собеседование. Однако попасть в число этих счастливчиков будет не так–то просто. Какие критерии?

Во–первых, нужно трижды пройти обучение в технопарке: дважды очно и один раз дистанционно. И сделать это в том учебном году, в котором выпускник поступает в университет.

Во–вторых, средний балл аттестата должен быть не менее 8 для минских вузов и не менее 7 – для региональных.

В–третьих, джуниор должен успешно защитить свой проект и получить рекомендацию наблюдательного совета.

Правда, на какие специальности выпускники технопарка смогут поступать по льготе, пока неизвестно. В феврале Министерство образования утвердит их перечень. Ожидается, что специальность будет связана с тем направлением, по которому ребенок проходил обучение. Что вполне логично.

Тур выходного дня

Буквально с января этого года в технопарке появился новый проект «Научные выходные». Ребята 5–8 классов могут побывать здесь, поучаствовать в мастер–классах, почувствовать себя джуниорами. Это даст им дополнительный стимул, чтобы готовиться и спустя пару лет поступить сюда на обучение. Как правило, одни выходные рассчитаны на одну школу. То есть администрация отбирает 40 ребят, 5 педагогов. И хотя проект только–только стартовал, технопарк уже не успевает удовлетворять заявки – настолько их много.

Не пора ли подкрепиться?

Помимо учебы и развлекательно–познавательной программы по вечерам есть у ребят и трудовые обязанности. Одна из них – дежурство по столовой. К слову, едят они пять раз в день. Сегодня накрывают на столы для 150 человек 10 джуниоров, изучающих «Энергетику будущего». Руководит ими четверокурсница БГПУ Александра Галиковская. По совместительству тимлидер.

– По сути, я для них и воспитатель, и сопровождающий, и друг. Они ко мне могут обратиться в любое время за какой–либо помощью. Как правило, за одним направлением закреплено несколько тимлидеров, работающих в разные смены. Мы вместе с ними передвигаемся по городу, ездим на экскурсии, организовываем различные активности в стенах технодома.

Александра Янкович

Фото: Алексей Матюш

Источник: Народная газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *