Для этого нашим странам необходимо устранить расхождения в образовательных стандартах, которые препятствуют выходу партнёрских отношений на новый уровень.
В понедельник, 11 июля в Санкт-Петербургский горный университет с рабочим визитом прибыл ректор Белорусского национального технического университета (БНТУ) Сергей Харитончик. На повестке дня стояло обсуждение с коллегами из города на Неве совместных предложений, направленных на унификацию научно-образовательных программ вузов двух государств. В дальнейшем они должны лечь в основу Межправительственного соглашения по инженерному обеспечению экономики.
Дело в том, что сегодня, несмотря на беспрецедентно высокий уровень партнёрских отношений между странами, в сферах образования и науки у нас существуют принципиальные различия, которые тормозят интеграционные процессы. Так, в России студенты специалитета учатся 5,5 лет, а магистратуры – 2 года. В Белоруссии же – 5 лет и год соответственно. Кроме того, имеются значительные различия в названиях дисциплин, объёме материала, формах контроля знаний и так далее.
Само собой, такая конъюнктура тормозит сотрудничество, особенно в части признания дипломов, выданных в соседнем государстве, а также перезачётов при переводе белорусов в российский вуз и наоборот. Это тем более удивительно, что Горный университет давно и плодотворно работает в этом направлении со своими европейскими партнёрами из Германии, Австрии и ряда других держав.
Очередная защита двойных и тройных дипломов, несмотря на нынешнюю внешнеполитическую ситуацию, состоялась совсем недавно в режиме онлайн. В состав экспертной комиссии вошли профессора из петербургского вуза, а также Фрайбергской горной академии (ФРГ) и Горного университета Леобена (Австрия). В итоге 9 студентов старейшего высшего технического учебного заведения России получили дипломы европейского образца, которые станут их дополнительным конкурентным преимуществом на отечественном рынке труда.
«Мы давно выстроили доверительные и открытые отношения с коллегами из Республики Беларусь. Например, мы вместе работаем над повышением академической мобильности, в том числе, за счёт участия студентов БНТУ и ряда других вузов из Минска, Гомеля, Полоцка в наших летних школах. Ведём совместные научные исследования. Однако на данном этапе потенциал нашего партнёрства, к сожалению, не может быть раскрыт в полной мере. Этому препятствует отсутствие нормативно-правовых механизмов реализации совместных образовательных программ. В связи с этим мы выработали свои предложения по созданию таких механизмов. Уверен, что их внедрение на практике позволит нам двигаться дальше. Но для этого требуется согласование на уровне Министерств, после чего образовательные организации двух стран смогут принимать самостоятельные решения по разработке совместных учебных планов», – рассказал ректор Горного университета Владимир Литвиненко.
Конечно, одним лишь сотрудничеством в области образования коллаборация БНТУ и петербургского вуза, не ограничится. Не менее важна и научная составляющая, без которой невозможно совершать технологические прорывы. Именно поэтому, как отметил ректор, «высшая школа наших государств сегодня, как воздух, нуждается в Межправительственном соглашении по инженерному обеспечению экономики», где были бы прописаны общие научные цели и задачи, а также инструменты, способствующие их реализации.
«У нас есть соответствующие ресурсы, мы готовы к интеграции с партнёрами из Беларуси и к тому, чтобы стать примером для других вузов. В то же время условия, способствующие развитию нашего научного потенциала и, как следствие, экономическому прогрессу Союзного государства, должны быть чётко прописаны именно на межправительственном уровне. Например, готовить будущих учёных и педагогических работников, ориентированных на поступление в аспирантуру, необходимо уже с начальных курсов», – подчеркнул Владимир Литвиненко.
В Горном в последние годы внедрён ряд нововведений, способствующих повышению качества подготовки молодых людей, которые хотят заниматься преподавательской и научной деятельностью, в том числе создана программа «Философия науки». Начиная с 1 сентября, её в обязательном порядке будут читать магистрам в течение первого семестра и затем принимать у них соответствующий экзамен. Одна из её составляющих – анализ информации, изложенной в публикациях ведущих учёных мира по тем направлениям исследований, которыми занимаются или планируют заняться студенты. Это необходимо им для того, чтобы понимать, какие проблемы характерны для данной области научных знаний и какие пути их решения могут быть наиболее перспективными.
«Сертификат, подтверждающий наличие научной компетенции «Философия науки», станет обязательным условием для поступления в аспирантуру. Всего же выпускник Горного должен будет обладать, по крайней мере, 12-тью дополнительными компетенциями. Допустим, оператор бульдозера или карьерного самосвала, пользователь конкретных программных комплексов по проектированию буровзрывных работ или геологическому моделированию и так далее. Сведения об этих навыках должны быть отражены в специальном документе государственного образца, статус которого будет даже более весом, чем диплома о высшем образовании. Потому что работодатель, как в России, так и в Беларуси сегодня ждёт не просто молодого специалиста с дипломом, пусть даже Горного университета, он ждёт сотрудника, обладающего рядом дополнительных компетенций и готового сравнительно безболезненно адаптироваться к условиям реального производства», – пояснил Владимир Литвиненко.
Сергей Харитончик рассказал, что в рамках визита обсудил проведение стажировок профессорско-преподавательского состава и студентов БНТУ в Международном центре компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, центральный офис которого находится в петербургском вузе. Ещё одним вопросом, который стоял на повестке дня, стало проведение совместной спортивной спартакиады.
«Конечно, наибольший интерес для нас представляет разработка совместных программ обучения, конечным результатом которых является выдача двух дипломов государственного образца Горного университета и БНТУ о высшем образовании. Наиболее очевидным вариантом является принцип включённого образования. То есть студенты учатся в своих университетах, но полгода или год проводят в университете-партнёре. Не менее важны и совместные научные проекты, мы готовы интенсифицировать наше сотрудничество в этом направлении, в том числе за счёт унификации подходов к подготовке научно-педагогических кадров», – отметил Сергей Харитончик.
Он также принял участие в церемонии открытия второй волны летних школ, которая состоялась в Санкт-Петербургском горном университете. В нынешнем году для участия в его краткосрочных образовательных программах, в город на Неве прибыло свыше 110 белорусских студентов. Половина из них обучалась по таким направлениям как «Горные машины и оборудование», «Инженерная геодезия» и ряду других в ходе первого этапа летних школ, остальные же только приступили к занятиям.
Всего за последние два года, которые прошли с момента отмены строгих коронавирусных ограничений, участниками различных мероприятий, организованных Горным университетом, стало более 350 человек из соседнего государства. Восемь из них были признаны лауреатами престижного Международного форума-конкурса молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования-2022». Например, аспирант Гомельского государственного технического университета имени Павла Сухого Светлана Порошина победила в секции «Инновационные технологии в области разработки и эксплуатации месторождений углеводородов». А Ольга Немеровец из БНТУ – в номинации «Перспективы развития и совершенствования гидрогеологии и инженерной геологии».
Максим Ратников
Источник: forpost-sz.ru