Традиционная модель университета, включающая фундаментальные и прикладные исследования, использование полученных результатов в учебном процессе, вовлечение обучающихся в научную работу, проходит трансформацию. Сегодня непосредственным участием в научных исследованиях и разработках молодой человек хочет получить уникальные компетенции и навыки. В вузах совершенствуются подходы по работе с одаренной молодежью. Большинство университетов имеет собственные программы по предоставлению грантов на проведение научно-исследовательских работ или на завершение диссертационных исследований. В структуре университетских комплексов функционируют научно-исследовательские институты и центры. Создана разветвленная сеть инновационных подразделений для коммерциализации разработок.
Подробнее о развитии науки в вузах, а также о поддержке молодых ученых рассказали участники круглого стола.
Технопарки вузов Беларуси за 2020 год произвели продукции на Br17 млн
Технопарки вузов Беларуси за 2020 год произвели продукции на Br17 млн, сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Олег Барановский.
“Приобщение к науке и поддержка выбравших научную стезю обучающихся в университетах сегодня проводится по всей цепочке “первая ступень высшего образования-магистратура-аспирантура”. Если на первой ступени студенты главным образом участвуют в конференциях, выполняют научные исследования в рамках студенческих научно-исследовательских лабораторий и научных обществ, то в аспирантуре соискатели ученой степени, участвуя в реальных проектах государственных программ научных исследований, грантов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, вносят существенный вклад в развитие новых знаний, разрабатывают полезные технологии и объекты”, – рассказал Олег Барановский.
По его словам, в настоящее время в вузах оттачиваются новые подходы по работе с одаренной молодежью, склонной к научной деятельности, ориентируясь на создание условий для того, чтобы молодой человек получил уникальные компетенции, которые он сможет использовать во взрослой жизни. “В частности, вузы создают научные подразделения, которые в том числе занимаются инновационной деятельностью. В одном только Белорусском государственном университете функционируют 9 научно-исследовательских центров и научно-исследовательских институтов. Создана разветвленная сеть инновационных подразделений по региональным вузам - это технопарки, центры трансфера технологий, отраслевые лаборатории. Студенты могут использовать возможности центров коллективного пользования, в которых размещено уникальное научное оборудование”, – отметил начальник управления.
Особенности университетских технопарков в том, что они включены в учебный процесс и каждый имеет свою специализацию в зависимости от того, в каком регионе он находится и какие научные школы у него наиболее успешны. В частности, технопарк “Унитехпром БГУ” специализируется на производстве ветеринарных препаратов и препаратов фармакологических, научно-технический парк БНТУ “Политехник” на создании и производстве изделий медицинской техники. Деятельность НТП ВГТУ направлена на создание инновационного производства в легкой промышленности.
“В университетских технопарках на 1 января 2021 года зарегистрирован 61 резидент, и большинство из них участвуют в образовательном процессе. Особенность также университетских технопарков – это создание резидентов сотрудниками, выпускниками и студентами университета. В частности, только в ГрГУ имени Янки Купалы учреждены 6 малых инновационных предприятий, получивших статус резидентов РУП “Учебно-научно-производственный центр “Технолаб”, из них 4 компании учреждены студентами университета”, – подчеркнул Олег Барановский.
Объем произведенной продукции в технопарках за прошлый год составил более Br17 млн, из них инновационной продукции более Br10 млн. “Особая роль отводится отраслевым лабораториям, которые функционирует в интересах Министерства промышленности, Министерства архитектуры и строительства, Государственного военно-промышленного комитета, Министерства здравоохранения, Министерства экономики, концерна “Белнефтехим”, других ведомств и министерств. Объем работ, выполненных всеми отраслевыми лабораториями, составил за прошлый год более Br4,5 млн, – добавил начальник управления. – Мотивированный студент, исходя из специализации каждого вуза, может выбрать интересующее его научное подразделение, прийти туда и получить необходимые компетенции, выполняя реальные проекты”.
Сафонов: определение перспективной молодежи начинается уже со школьной скамьи
Определение перспективной молодежи начинается уже со школьной скамьи, сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА проректор по научной работе Белорусского государственного университета Василий Сафонов.
“В БГУ организована своя система поддержки молодых ученых. Можно даже сказать, что определение перспективной молодежи начинается уже со школьной скамьи. Потому что при университете работает ряд школ юных. Наши коллеги работают с олимпиадниками, потом определяют лучших, готовят их для участия в международных состязаниях. Затем, уже придя в университет, молодые люди приобщаются и к научной деятельности. Для этого в университете работают около 1 тыс. студенческих кружков на разных факультетах, более 40 научно-исследовательских лабораторий. И мы стараемся потом поддерживать материально эти исследования. Порядка 600 студентов и преподавателей и шесть научно-исследовательских лабораторий поощрены спецфондом Президента по поддержке талантливой молодежи”, – рассказал Василий Сафонов.
По его словам, предусмотрена система грантов и для аспирантов. “В том числе мы представляем аспирантов на конкурс Министерства образования для получения грантовой поддержки. Как правило, значительная часть их поддерживается. Кроме того, мы ориентируем нашу молодежь на участие в республиканских конкурсах, где наши молодые ученые показывают неплохие результаты”, – отметил проректор.
Василий Сафонов подчеркнул: сложно назвать наиболее востребованные сферы научных исследований. “Каждый человек определяет для себя, чем он хочет заниматься, и для него это наиболее значимо. Вместе с тем хорошие результаты у нас есть в биотехнологической и химической сферах. Наши ребята занимаются зеленой химией, разработкой лекарственных препаратов. У нас есть примеры наших молодых химиков, которые со студенческой скамьи участвовали в разработке медицинских препаратов, затем уже работали на их апробации и сейчас участвуют в производстве (противоопухолевые препараты, кардиотропные). Сейчас продолжаем работу над новой линейкой препаратов. Биотехнологический профиль – это разработка ветпрепаратов. Нашими биологами разработана интересная линейка препаратов, связанная с видовым лечением животных на основе интерферонов. Они помогают активизировать иммунную систему и показывают хорошие результаты при лечении животных. Все эти препараты разрабатываются в том числе с участием молодых ученых и производятся как на базе университета, так и с условием передачи по лицензионным соглашениям нашим партнерам”, – добавил он.
Наша задача повысить статус молодого ученого в научном сообществе – Ермаков
Наша задача повысить статус молодого ученого в научном сообществе, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА председатель Совета молодых ученых при Министерстве образования Алексей Ермаков.
“Наша задача – еще с первого курса заинтересовать студента, закрепить его в научной деятельности и вырастить из него уже самостоятельного, опытного ученого. Совет молодых ученых при Министерстве образования был создан в начале 2020 года. Это консультативно-совещательный орган для выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию государственной поддержки и улучшению созданных в университетах условий для реализации потенциала молодежи, достижения ею успехов и признания в научной сфере”, – рассказал Алексей Ермаков.
По его словам, работа совета проводится по двум основным направлениям. “Первое – привлечение молодежи в науку, создание имиджа молодого ученого. Второе направление – оказание помощи аспирантам при защите кандидатских работ. Задача Совета молодых ученых – консультирование молодежи, подготовка к защите перед Высшей аттестационной комиссией, экспертным советом, – отметил председатель совета. – Я знаю, что в БГУ и БГПУ проходят “Недели аспирантов”. Мы бы хотели распространить положительный опыт таких мероприятий на все университеты страны”.
Если создана необходимая инфраструктура, то молодой ученый сможет реализовать свои идеи – Лущик
Если создана необходимая инфраструктура, то молодой ученый сможет реализовать свои идеи, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель генерального директора по инновационной деятельности ГП “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник” Павел Лущик.
“Каждый молодой ученый хочет видеть реализацию своих научных идей и начинаний. И для этого необходима инфраструктура. БНТУ развивается в рамках концепции “Университет 3.0”, а это – не только образовательная и научная деятельность, но еще создание инновационных производств и коммерциализация научной деятельности. За коммерциализацию науки в нашем университете отвечает Научно-технологический парк БНТУ “Политехник”. На сегодняшний день нами уже создано несколько инновационных производств в области медицины (травматология, ортопедия, кардиохирургия, сосудистая хирургия, онкология), нанесения многофункциональных покрытий, энергоэффективных технологий, а также создания очистных сооружений. На таких производствах как раз мы используем разработки, которые вышли из нашего университета, которые были придуманы нашими молодыми учеными и уже опытными преподавателями, профессорами, докторами наук”, – рассказал Павел Лущик.
Ежегодно в технопарк распределяется около 10 молодых специалистов. Более 100 ежегодно проходят здесь преддипломную практику. “Особенно часто проходят практику студенты с приборостроительного, механико-технологического, машиностроительного, энергетического факультетов. На базе технопарка создана лаборатория быстрого прототипирования. Кроме того, в БНТУ ежегодно проходит конкурс стартапов, и на его основании выделяются гранты, – отметил заместитель гендиректора. – Еще раз повторюсь, если есть инфраструктура, где молодой ученый может реализовать свои идеи, есть команда и поддержка, тогда все получится”.
Фото Егора Павлющика
Источник: www.belta.by